Главная История Азии. История Индии. Социальный строй и культура Древней Индии

postheadericon Социальный строй и культура Древней Индии

Социальный строй и культура Древней Индии.

 

Социальный строй государств Древней Индии.
Во второй половине III тысячелетия до н. э. в Древнем Пенджабе и долине Инда появляются государства, во главе которых стоит царь. Выделившиеся из местной аристократии крупные государственные чиновники стояли во главе государства и впоследствии узаконили передачу своих должностей своим наследникам. Средние слои населения составляли ремесленники, мелкие торговцы и малоземельные крестьяне. Рабы и неимущие слои населения представляли низший класс. Царь был абсолютным монархом, свой трон и имущество он передавал по наследству. 
В середине I тысячелетия до н. э. в Северной Индии сложилось около 20 довольно крупных государств. Некоторые из них, например, Магадха, Кошала, Нанд, Маурья, Кушания были монархиями, т.е. во главе их стоял царь. Другие, например Вриджи и Малла — были республиками. В них правитель избирался из высшей знати, в управлении участвовало и народное собрание.
Деление людей на сословия в Древней Индии. Одним из древнейших памятников литературы Древней Индии является сборник религиозных гимнов, описаний, называемый Веда. В нем встречаются термины, обозначающие деление людей на касты-варны. Две высшие варны занимали господствующее положение: брахманы и кшатрии. В касту брахманов входили высшая знать, жречество, крупные землевладельцы. Считалось, что они появились из уст бога Брахмы. Вторая по значимости каста — кшатрии, куда входила военная верхушка: полководцы, военачальники. Они считались вышедшими из плеча Брахмы. Остальные
слои населения — ремесленники, мелкие торговцы и земледельцы входили в третью касту — вайшья. Они считались вышедшими из бедер бога Брахмы. Четвертая варна, шудры, пополнялась из числа покоренных чужеземцев, оторвавшихся от своего рода и племени. Они считались людьми низшего порядка, вышедшими из ступней бога Брахмы и поэтому обреченными пресмыкаться в пыли. Их не допускали в общины, отстраняли от занятия каких-либо должностей.
В Индии были люди, которые не допускались даже в эту низшую прослойку, стоявшие вне варн. Это были так называемые неприкасаемые. Им запрещалось находиться вблизи рек и колодцев, входить в общественные здания и храмы. Они выполняли самую грязную работу, чистили выгребные ямы, сдирали шкуры с убитых зверей и животных.
Варновый строй закреплял за каждой кастой людей определенный род деятельности на всю жизнь. С древних времен в Индии были люди, которые выступали против деления общества на классы и социальные группы.
Письменность и литература. У древних народов, живших в долине Инда и Пенджаба была своя письменность. Об этом свидетельствуют найденные археологами в Хараппе и Мохенджо-Даро фрагменты и осколки гончарной посуды с изображениями людей, рисуночных знаков. Среди ученых, пытавшихся расшифровать эти надписи, нет единого мнения. Одни считают, что индская письменность содержала 400 рисуночных знаков, другие — 250, третьи — 300. Но расшифровать ее все еще не удалось. Одни исследователи находят в них общие корни с шумерской, другие — с хеттской письменностью.
Однако примерно с V в. до н. э. в Индии используется письменность брахми, кхароштхи, арамеев, гуптов.
В Индии было развито устное народное творчество и считавшаяся его продолжением — литература. К этому времени уже были созданы легенды, предания, гимны, мифы. Они объединяются в веды. Самыми ранними являются древние эпические произведения „Махабхарата", “Рамаяна”, “ Панчатантра”, “Калила и Димна”.
В поэме „Рамаяна” повествуется о том, что принц Рама, не выдержав издевательств мачехи, уходит из родного города Аёдхии в чужие края, о пережитых им злоключениях. На острове Цейлон Рама собирает войско из обезьян и медведей, чтобы сразиться с дивами, похитившими его жену Ситу. Освободив любимую, Рама возвращается на свою родину и наследует престол своего отца.
В поэма „Махабхарата" повествуется о борьбе потомков Бхарата Кауравы и Пандавы.
В V в. н. э. выдвигается величайший драматург Калидаса. Из его драм особую известность получила „Шахунтала", названная по имени главной героини, прекрасной отшельницы, которую полюбил царь.
Развитие науки в Древней Индии. В Древней Индии сложились различные философские школы, в том числе и материалистические. Древнейшей из них (в VI—V вв. до н. э.) была чарвака. Согласнр этому учению, единственным источником познания является опыт. Душа признается неотделимой от тела.
В период упадка рабовладения и развития феодализма формируются идеалистические школы, из которых особым влиянием пользовалась веданта, признающим единственным источником познания — божетонкое откровение, изложенное в Ведах.
Кик и в других странах ирригационного земледелия, большого развития достигли в Индии астрономия и математика. Здесь был создан своеобразный солнечный календарь. Год состоял из 360 дней, причем для уравнивания с астрономическим годом каждые пять лот добавлялся високосный месяц.
В V в. н. э. индийским ученым была уже прекрасно известна шарообразность Земли и Закон земного притяжения, а также вращение Земли вокруг своей оси. В середине века эти научные открытия заимствовали у индийцев арабы.
Еще в протоиндийский период (III—II тыс. до н. э.) и долине Инда уже сложилась десятичная система исчисления. В дальнейшем математика достигает уровня, превосходящего в некоторых отношениях другие древние народы. Так, только в Индии употребляется знак, обозначающий нуль. Цифры, которые мы называем арабскими, противопоставляя их римским, на самом деле изобретены древними индийцами и перешли от них к арабам. Также и арабская алгебра испытала влияние индийской.
Древнеиндийские химики добывали серную, соляную, азотную кислоты. Врачи старались выработать определенную систематизацию болезней и создали теорию „основных соков организма".
Наличие в Индии многих языков и наречий сделало необходимым филологические исследования. Ученый брахман Панини (живший в V—IV вв. до н. э.) создал грамматику „очищенного", т. е. литературного, языка (санскрита).
Изобразительное искусство и строительство. Архитектура и строительство в Индии развились довольно рано. В качестве строительного материала использовалась глина, жженый кирпич и сырец, камень, дерево, специальные растворы. В строительстве дворцов и храмов индийцы достигли большого мастерства. Дошедшие до наших дней древние скульптуры, изображающие людей, животных, свидетельствуют о высо¬ком мастерстве древних скульпторов. Наиболее значительными памятниками древнеиндийской архитектуры являются здания с куполами и оригинальные пещерные храмы. В пещерных храмах Аджанты. сохранились замечательные по своему реализму многокрасочные фрески (I—III вв. н. э.).
Замечательна резная ограда в городе Санги, памятные колонны со сложными капителиями. На одной из них — Сарнатхской колонне — изображены четыре льва, ставшие основным элементом на гербе Индийской республики, точно так же, как птица Хумо на гербе Узбекистана.
Религиозные убеждения. Религиозные верования Древней Индии изменялись под воздействием социальных сдвигов. В Ведах упоминаются бесчисленные боги природы: Варун — бог неба, Агни — бог огня, Сурья — бог Солнца и т. д.
По мере обострения классовых и сословных противоречий и усиления жречества, выделившегося в особую варну, религиозные верования приводятся в стройную систему. Во главе пантеона богов становится бог Брахма, считающийся безликим и всеобъемлющим. По его имени жрецы называются брахманами, а государственная религия — брахманизмом. Социальное неравенство, согласно легенде о происхождении варн, объявлялось вечным и не подлежащим изменению.
При династии Маурья произошли значительные сдвиги в религиозной идеологии индийского общества. Господствующая религиозная система — брахманизм — все меньше удовлетворяла правящую династию. Резкое деление на обособленные Варны с главенством жречества не могло строго соблюдаться в огромном государстве с развивающейся торговлей. Цари привлекали на службу нужных им людей, не считаясь с их происхождением. Усилившаяся царская власть не могла примириться с засильем духовенства.
Со старой системой брахманизма все более соперничали новые религиозные
учения, соответствующие духу времени. Это были джайнизм и буддизм.
Джайнизм предписывал своим последователям аскетизм и отказ от убийства любого живого существа, что являлось необходимым условием для спасения души. Спасение считалось возможным даже для низшей варны — шудр, что подрывало устои брахманизма и ломало перегородки между варнами. Еще большую роль сыграл в этом направлении буддизм.
Эта религия не интересовалась происхождением лиц, вступивших в общину верующих. Ни племенная принадлежность, ни варна, в которой состоял человек, не могли препятствовать его обращению в новую веру.
Создание буддийской религиозно-философской системы предписывается царевичу Сидхартхе, жившему в VI—V вв. до н. э. и прозванному Буддой („просветленным"), откуда происходит и название учения. Про этого царевича рассказывали, что он еще в юности задумался о причинах человеческих страданий. Вид жалкого нищего, больного, покрытого язвами, вид похоронной процессии — все это наводило на него глубокую тоску.
Он отказался от своего высокого положения и отправился странствовать, а затем выступил в качестве проповедника. Основой его учения являлось признание, что жизнь сама по себе является злом. Любое желание, которое испытывает человек, приводит к страданию. Единственный выход заключается в подавлении всяких страстей, всяких стремлений.
Практические выводы, сделанные из этого своеобразного учения, были огромными. Так как путь к спасению достигался самим человеком, его волей к подавлению желаний, то религиозный культ и жречество становились излишними. Самосовершенствование, отказ от богатства и земных благ не зависели от происхождения или положения человека в обществе.
В Индии буддизм имел успех главным образом благодаря покровительству царей из династии Маурья.
Новая религия, не связанная с каким-либо народом, имела все данные стать мировой. Не став общепризнанным в самой Индии, буддизм уже в III в. до н. э. начал распространяться за ее пределами, особенно среди народов Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии

 

Похожие материалы