Главная История Азии. Древний Иран Образование государства Сасанидов

postheadericon Образование государства Сасанидов

Образование государства Сасанидов

Образование государства Сасанидов. Раздиравшие в конце II — начале I вв. междоусобные войны ослабили Парфию. В 208 году Парфянское государство распалось на две провинции, которые превратились в самостоятельные государства.

Этим воспользовались жившие на юго-западе Ирана парские племена, которые захватили власть в городе Стахр. Руководил военными походами вождь одного из многочисленных парских племен династии Сасанидов Бобак. После его смерти трон Парской области унаследовал один из его сыновей Ардашир I (224—239 гг.). В 224 г. его войско наголову разбило войско парфянского царя Артабана V. В 226 г. Ардашир I переводит столицу из Стахра в Ктесифон, где происходит официальная церемония восхождения его на трон.
Он предпринимает походы для расширения границ государства Сасанидов. В 230 г. Ардашир I предпринимает поход на Сирию и в Малую Азию, бывшие в то нремя под властью Римской Империи. В 232 г. римский император Александр Север со своим многочисленным войском вторгся в Северную Месопотамию. Между войском Ардашира I и римскими легионами долгое время идут кровопролитные сражения.
Усиление государства Сасанидов. После смерти Ардашира I на престол государства Сасанидов взошел Шапур I (243—273 гг.). Он и все последующие правители Сасанидов именовали себя „царями царей".
Государство Сасанидов является государством Иранских шахов. При Шапуре I римские войска неоднократно терпели поражение от иранского войска. В одном им сражений погиб римский император Гордиан, взято в плен много римлян: аристократов и простолюдин. Они были вынуждены заплатить иранскому шаху 500 тысяч динаров.
За 244—261 гг. сасанидское войско захватило южную часть Армении, Ассирию. Войско Шапура I ус¬пешно вело бои с римскими легионерами в Сирии. В сражениях близ городов Харран и Эдесса на севере Месопотамии сасанидское войско одержало убедительную победу над римлянами. В сражении близ Эдессы были пленены римский император Валериан, много римских сенаторов и аристократов.
В Сирии, в верховьях Евфрата, войска Шапура I захватили 36 городов и крепостей. Никогда прежде Римская Империя не терпела столь крупного поражения.
В 60-70 гг. IV века вновь происходит сражение между сасонидским войском и римскими легионера¬ми. В результате сосанидами были захвачены большие территории Армении и северных районов Месопота- мии. В сражении, прошедшем в 63 г., погиб еще один римский император Юлиан. Успешным было продвижение воинов сасанидов на Востоке: были захвачены Хорасан, Сеистан, Гиркания. В столкновении с Сасанидским государством потерпели поражение кушаны. Кушанская держава полностью утратила свои позиции, мп ее месте возникло Кушанское государство иранцев. Им управляли иранские правители. Во второй половине V в. иранские войска вели ожесточенные войны с хионитами, кидаритами, эфталитами.


Таким образом, во второй половине III—IV вв. саcанидский Иран превратился в самое могущественное государство Древнего Востока. Но в середине V в. н результате мощных натисков эфталитов и кидаритов происходит ослабление Сасанидской державы, она вынуждена будет платить эфталитам подать. III—V вв. Были начальным этапом Сасанидского государства, который занимает особое место в истории народов Востока.
Хозяйство в раннесасанидский период (III—V вв. н. э.). В раннесасанидский период предпринимались большие усилия для объединения Ирана. Объединение Ирана в единое государство открывало широкие возможности для развития хозяйства. Долины принадлежавших Ирану рек Тигра, Евфрата, Керхе, Каруна, Таджана, Мургаба, Эримандера были плодородные, что благоприятствовало развитию земледелия.

Местные жители были искусными садоводами. Степи и предгорья государства представляли отличные пастбища для многочисленных табунов лошадей и верблюдиц, стад овец и коз.
И городах и селениях значительного развития достигли кузнечное, гончарное, ювелирное, текстильное, оружейное, строительное дело, ковроткачество, резьба по камню.
Вся территория Ирана была окутана сетью караванных путей, развитию торговли внутри страны и за ее пределами уделялось большое внимание.

Иран вел оживленную торговлю с Египтом, Сирией, Малой Азией, Канканом, Тураном, Индией.
Культура Сасанидской державы. Культура государства Сасанидов испытывала сильное влияние культур Древнего Ирана, Парфии, Вавилона, Греции, других народов. В период роста могущества Сасанидов высокого развития здесь достигли архитектура, строи-тельство, отделка помещений и стен зданий рельефами. Древние мастера возводили дворцы, культовые комплексы, религиозные храмы.
Среди памятников литературы особое место занимает поэма Абулкасйма ФирдаусиШахнаме ". Поэма вобрала в себя легенды и мифы, национальный эпос древних народов, живших здесь несколько тысячелетий назад. В них рассказывается об их истории и культуре. Значительная часть посвящена истории периода Сасанидов.
Религия.

Религия занимала в империи Сасанидов господствующее .положение, и религиозная жизнь была в ней очень интенсивной. Зороастризм был впервые объявлен государственной религией, „престол — опора алтаря и алтарь — опора престола". Духовенство — маги — стало пользоваться огромным влиянием и проявляло нетерпимость к сектантам и иноверцам. При Шапуре II (310—375 гг.) Авеста получила каноническую редакцию, при Хосрове I, около 560 г. она была переведена на пехлевийский язык и снабже¬на комментариями. Ахурамазда — богиня — ближайшая помощница Митры , служащая людям во имя добра и счастья. Силы зла и тьмы воплощал в себе Ахриман . Между ними — постоянная вражда, беспощадная борьба. Побеждает богиня Ахурамазда, добро и справедливость торжествуют. Согласно зороастризму огонь обладает силой, очищающей людей от греха и скверны. Поэтому эту религию называют религией огнепоклонства, а приверженцев ее — огнепоклонниками.
Сохранились барельефы на скалах Накши-Рустама, где изображались цари, получающие наставления от Ахурамазды и Анахиты, бог вручал царю символы власти — перстень и корону. 
Широкое распространение получило также религиозное течение монизм по имени его основателя Мония ибн Фатака (216—276 гг.). Сторонники этого вероучения на первое место выдвигали интересы людей.
В V—VI вв. в Иране распространилось религиозно- философское учение мазданизм, по имени его основателя Маздака ибн Хамадани (470—529 гг.). Последователи этого учения считали, что в основе мирового процесса лежит борьба между добрым, светлым нача¬лом и темным злом. Они призывали к борьбе за уничтожение социального неравенства.
Широко праздновались в период Сасанидов день весеннего равноденствия Навруз, осенний праздник Мехриджан. В дни праздников прекращались войны и распри, организовывались игры, гуляния. Жители поздравляли друг друга, дарили подарки, навещали больных и страждущих.
Своеобразной была культура сасанидов. Она оказа¬ла большое воздействие на культуры народов и государств Востока.