Главная История Азии. Древний Иран Древнее Парфянское царство

postheadericon Древнее Парфянское царство

Древнее Парфянское царство

Географическое положение, природа и население Древней Парфии. Парфия — одно из древних государств юго-западной части Азии. В период своего наивысшего расцвета и могущества ее границы простирались от Месопотамии до Индии. Ее территория представляла собой горные районы и плоскогорья, солончаковые равнины. Здесь протекали реки Тигр, Евфрат, речки Таджан, Мургаб. На этих территориях люди живут в течение нескольких тысячелетий. Здесь жили племена парнов, дахов, саков и другие. По мере того как Парфия становилась все могущественнее, в состав ее населения стали входить греки, македонцы, иранцы, мидийцы, жители Месопотамии и другие народы.


Образование Парфянского государства.

В VII— VI вв. до н. э. в юго-восточных областях побережья
Каспийского моря жили парн-парфянские племена. В VII—VI вв. до н. э. Парфия поочередно входила в состав Мидийского царства, Иранского, Греко-Македонского и государства Селевкидов.
В середине III в. до н. э. позиции государства Селевкидов несколько ослабли. В это время сатрапом территориального образования — Парфии, включавшей Туркмено-Хорасанское нагорье и его северные и южные предгорья — был человек по имени Андрагор. В 250 г. до н. э. Андрагор объявил себя царем Парфии. Но правление его было недолгим.
Вскоре страна была захвачена кочевыми племенами парндахов, предводитель которых Аршак в 247 г. до н. э. принял царский титул. Римский историк Помпей Трог писал, что Аршак — выходец из саков, был очень мужественным и смелым человеком. Его имя означает „богатырь". Он присоединил к своим владениям Гирканию (область на юго-востоке Каспия), основал династию Аршакидов. Заключив союзный догoвор с греко-бактрийским царем Феодотом I, Аршак разбивает войско государства Селевкидов.
Царь Селевкидов Антиох III в 209 году до н. э. предпринял попытку вернуть восточные сатрапии. Поход был неудачным для Парфии, но ей удалось сохранить свою независимость, лишь формально признав власть Селевкидов.
Расцвет Парфянского царства. Воспользовавшись ослаблением Селевкидской державы после смерти ДитиохаIII, окрепшая Парфия перешла к активной внешней политике. Во главе страны стоял Митридат I (171- 138 гг. до н. э.), который сначала присоединил к Парфии Мидию, затем Месопотамию, где в 141 г. до н.э. был признан „царем" в Вавилоне.
Н 140—120 гг. до н.э. мощное движение саков с севера опрокинуло Греко-Бактрию, столкнулось с парфянским войском в северных регионах страны. В этой ной не погибло два парфянских царя. Лишь Митридату II (123—87 гг. до н.э.) удалось локализовать
угрозу, выделим для сакских племен провинцию между реками Эримандер и Херируд, которая получила название Сакастан. Теперь Парфия могла безбоязненно продвигаться ни запад. К ней под власть попала вся территория Ирана и богатая Месопотамия. Митридат II принял титул „царь царей" и прозвище „великий". Гекатомпил, Экбатаны, Ниса и другие. В городах значительное развитие получили ремесла: ювелирное, гончарное, текстильное, кожевенное, оружейное, а также строительство и архитектура.
Неоднородный состав населения парфянской державы нашел яркое отражение в ее культуре. Парфяне пользовались арамейской письменностью, создали богатое литературное наследие на основе фольклора. В литературе сильно также влияние древнеиранских традиций. В архитектуре, живописи, строительстве четко прослеживается влияние греческой, эламитской культуры. Ворота дворцов царей, стены и потолки, религиозные храмы украшались фигурками животных, птиц, людей.
Древние парфяне поклонялись различным природным культам: животным, скале, горе, дереву, воде, огню. Большое распространение здесь получил зороастризм. Культура парфянской эпохи представляет собой взаимодействие различных культур, собственно парфянские традиции не были достаточно сильными, чтобы привести к культурному единству.

Продвижение на запад привело к столкновению с римлянами на границах с Малой Азией, в Восточном побережье. Средиземного моря. В Парфии после нескольких десятилетий династических распрей утвердился Ород 11 (56—38 гг. до н э.). В это время римляне предприняли первую попытку нанести Парфии военный удар. Во главе римских войск на востоке встал полководец Красс. Однако в 53 г. до н. э. в Северной Месопотамии неподалеку от города Карры римляне потерпели сокрушающее поражение. Сам Красс и значительная часть его армии погибли. Многие римляне попали и плен и были поселены на восточной окраине Парфии а Маргиане.
После этой победы парфийская столица Гекатомния была перенесена в город Ктесифон, на левом берегу Тигра. Это было время наивысшего могущества Парфии. Парфянское войско захватило земли на востоке до реки Инд, на западе — до Средиземного моря и Малой Азии.
Распад Парфянской державы. С 40-х годов до н. э. государства Восточного побережья Средиземного моря и Малой Азии начинают восстанавливать свои позиции. Римляне постепенно оттесняли парфян к правому берегу Евфрата. Начавшиеся вскоре междоусобные войны ослабили Парфию. В это время с севера в Парфию вторгаются аланы. В первой половине II в. н. э. римляне дважды предпринимают походы в Месопотамию. В ходе упорной борьбы, длившейся более двух столетий, ни одна из сторон так и не смогла одержать решающей победы. Военные поражения ослабили оба государства. Парфия распалась на мелкие самостоятельные государства.
В 20-х годах III в. начинает возвышаться одна из
областей Парфии, расположенная на юго-западе, — Нереида. Здесь образуется государство, положившее начало династии Сасанидов.
В 224 г. правители Сасанидов, захватив столицу Парфии Ктесифон, подчиняют себе всю страну. Таким образом, на месте Парфянской державы, просуществовавшей 500 лет, образовалось  Г


Общественный строй, хозяйство и культура Парфии. Парфия была одним из крупных рабовладельческих государств юго-западной части Азии. Социальную верхушку общества образовывали царский род Аршакидов и парфянская знать. Царская власть избиралась из рода Аршакидов двумя советами — племенной знати и жрецов. Нередко царем становился не сын, а брат умершего владыки или другой родственник.
Основную часть населения составляли свободные крестьяне, ремесленники, торговцы. Большую роль в хозяйстве играл труд рабов. Источники сообщали о значительном количестве рабов в Парфии. Труд рабов применялся на рудниках, в сельском и домашнем хозяйстве. Парфянское общество разделялось на четыре класса: военная верхушка, легковооруженные всадники, свободные крестьяне и рабы.
Основную часть парфянского войска составляли рабы.
Римский историк Помпей Трог писал: „Их войска состояли из рабов, число которых постоянно росло, потому что никто не мог их освободить, дети рабов были тоже рабами. Они воспитывали их как своих детей, учили скакать на лошади, стрелять из лука".
Парфяне выставили против римского полководца Антония 50 ООО всадников, из них только 400 были свободными людьми, остальные — невольники.
Основными отраслями парфянского хозяйства были земледелие, скотоводство, ремесленничество, торговля. Жители долин рек Мургаб, Таджан, Атрок, Карун, Керхе занимались орошаемым земледелием. На богарных землях сеяли пшеницу, ячмень, просо, на орошаемых — рис, овощи, бахчевые. Землю обрабатывали плугами, мотыгами, тяпками, урожай убирали с помощью серпов и кос. Тягловых животных использовали в полевых работах и как транспортное средство. В сельском хозяйстве интенсивно использовался труд рабов. Свободные крестьяне со своих доходов платили большие налоги государству.
Климатические условия, обилие горных пастбищ создавали условия для развития коневодства. Парфия — родина особенно ценных пород лошадей. Известно воспоминание Александра Македонского о том, что проезжая по этой стране, он видел огромные табуны пасущихся на склонах гор лошадей.
Древние летописцы писали, что парфийцы очень любят лошадей. По их шутливому замечанию, они и воевали, и пировали, и решали важные политические вопросы, и торговали, и отдыхали сидя в седле.
Древний историк Тацит писал, что главной силой парфянского войска является его кавалерия. Здесь уделяли большое внимание и верблюдоводству. Это было очень удобное гужевое транспортное средство для засушливых регионов страны
Парфянское правительство уделяло большое внимание -развитию международной торговли. Составлялись специальные дорожники с описанием путей, иыделялась стража для охраны купеческих караванов. Парфянские купцы были посредниками в торговых операциях между Пппадом и Китаем.
Китайские путешественники вспоминают о том, что и Анъси (так они называли Парфию) было около 100 больших и малых городов. Среди них самые известные — Задракарта,

 

Похожие материалы