Главная История Азии. Древний Иран Хозяйство и культура Древнего Ирана

postheadericon Хозяйство и культура Древнего Ирана

Хозяйство и культура Древнего Ирана

 

Хозяйство Древнего Ирана. Между VIII и VI тысячелетиями до н. э. первобытные племена, жившие на территории Ирана, начали переходить от собирательства к земледелию, от охоты к скотоводству.

Примерно с IV тысячелетия до н. э. жители долин рек Карун, Керхе начали заниматься поливным земледелием. Землю обрабатывали сохой, мотыгой, выращивали пшеницу, ячмень, просо, овощи, фрукты, груши, алычу, виноград.
В III—II тысячелетиях до н. э. в Иране, в особенности Эламе и Мидии, более высокого развития достигает земледелие. Строились каналы, плотины, водохранилища, подземные оросительные каналы. Сильно было развито скотоводство, связанное в основном с обеспечением огромной армии. Персидская армия включала в себя войска конников и всадников на верблюдах. Ударную силу представляли колесницы, запряженные лошадьми. Страх и ужас на неприятеля наводили обученные слоны.


Ремесла и торговля.

В некоторых областях Персидской державы существовали высокоразвитые центры ремесленного производства. Персидские мастера производили керамику для продажи в другие государства. Изделия из керамики были украшены изящной росписью, изображавшей геометрические рисунки и животных: козлов, барсов, быков, птиц.
В VII—VI вв. до н. э. в Иране была развита торговля. Персидская держава вела оживленную торговлю с Месопотамией, Малой Азией, Египтом, Аравией, Кавказом, Индией, государствами Восточного Средиземноморья. Выработанное ремесленниками тонкое полотно пользовалось большим спросом. Для развития торговли большое значение имели различия в природе и климатических условиях стран, входивших в состав Персидской державы. Египет торговал полотном и зерном, покупая взамен вино и оливковое масло, Ливан экспортировал кедровое дерево. Из Индии вывозили золото, слоновую кость. Из Бактрии в сатрапии Персидской державы поступало сибирское золото.
Жителям Ирана с древних времен были известны способы извлечения из руды меди, олова, железа, свинца. Международная морская торговля в Персидской державе находилась главным образом в руках финикийских купцов. Здесь было несколько важных караванных дорог, которые соединяли разные области Персидской державы. Одна такая дорога начиналась в Лидии, пересекала Малую Азию и продолжалась до Вавилона. Другая шла из Вавилона в Сузы и далее в Персеполь и Пасаргады. Большое значение для развития торговли имели речные пути. Вдоль торговых путей строились гостиничные дома, постоялые дворы.


Культура Древнего Ирана.

Письменность. На территории Древнего Ирана жили многие народы, обладавшие самыми различными культурными достижениями.
Так, в III тысячелетии до н. э. в Эламе возникает самобытная система письменности. Это пиктографическое письмо, содержащее около 150 знаков. В конце III тысячелетия до н. э. эта система письменности была вытеснена шумеро-аккадской клинописью. Клинописные тексты составлялись на аккадском, а во II тысячелетии до н. э. уже на эламском языке.
Аккадская клинопись была облегчена и усовершенствована: сократив лишние знаки, оставили только 42. Для деловой, канцелярской переписки (на коже, папирусе, черепках) широко применялось арамейское алфавитное письмо. Дарий I, его сын Ксеркс, другие правители наряду с арамейским широко пользовались эламским языком. Большое значение имеют тексты на скале Бехистун, Накши-Рустам, сделанные по приказу царя Дария I.

Литература.

Народы Древнего Ирана имели богатый фольклор, сохранилось множество письменных памятников литературы. Они создали удивительные пословицы, поговорки, сказки, песни. В особом ряду стоят древнеиранский религиозный памятник Авеста и поэма Фирдауси „Шахнаме", вобравшая в себя национальный эпос персов и таджиков. В них нашли отражение древняя история, культура, религиозные представления народов, живших на территории Древнего Ирана. Многие легенды „Шахнаме" созданы на основе устных рассказов шашских земледельцев, из которых известно, что широко почитались праздники времен года и в особенности день весеннего равноденствия Навруз. При правлении Ахеменидов этот праздник был общенародным, государственным.


Изобразительное искусство.

Неотъемлемую часть Иранской культуры представляет изобразительное искусство. Значительного развития достигли в Древнем Эламе, Мидии, Иране периода правления Ахеменидов. В скульптура, живопись, рельефные изображения, резьба по камню.
Рано сформировалось в Иране строительное искусство. Здесь возводили дворцы, школы, храмы, военные укрепления, отделывали их по фасаду и внутри помещений. Из золота, серебра, камня древние мастера изготавливали скульптуры богов, царей, духовных лиц, воинов. Шедеврами эламского искусства архитектуры являются зиккурат, построенный в городе Дур-Унташ, недалеко от Суз, крепость Хархар в Мидии, усыпальница Кира II в Пасаргаде, дворец царя Дария I в Персеполе и там же дворец Ксеркса.
У входа в зиккурат стояли изображения львов, быков, грифонов, статуи богов и царей, изваянные из золота и серебра.
Дворцовые комплексы, гробницы персидских царей украшались рельефами. Это были изображения царей, животных, покоренных народов, приносящих дань царю. До наших дней сохранился и известнейший Бехистунский рельеф на скале Бехистун в Иране, где изображены плененные Дарием I вожди восстаний.
Значительного развития достиг¬ли в Древнем Иране математика, астрономия, история, география, медицина, ветеринария и другие науки. Но иранские цари больше обращались за медицинской помощью к египетским и греческим врачам. При лечении использовались лечебные травы, растения, плоды деревьев.


Религиозные убеждения.

Религиозные убеждения народов Древнего Ирана так же, как и вся культура в целом, испытывали взаимовлияние различных религий.
Религиозным центром Древнего Элама были Сузы. Для эламской религии, как и для многих народов Древнего Востока, было характерно многобожие. В договоре между эламским царем Хита и аккадским царем Нарам-Суэном (2230 г. до н. э.) приводятся имена 37 эламских божеств.
Во главе богов стояла Пинекир („великая богиня"), которую считали матерью богов и в ее честь устраивали празднества. Большую роль играл покровитель Суз и одновременно бог подземного мира Иншушинака.
Бог солнца Наххунте считался создателем дня. Все боги, по верованиям эламитов, обладали магической силой, под защитой которой находилась и царская власть.
В идеологии государства Ахеменидов большую роль сыграл зороастризм — религиозное учение, названное так по имени своего основателя Заратуштры (по-гречески Зороастра).
Народные массы в Персии поклонялись древним божествам природы — Митре — богу солнца, Анахите — богине воды и плодородия и другим богам, олицетворявшим свет, солнце, луну, ветер и т. д. Зороастризм начал распространяться в Персии лишь на рубеже VI—V вв. до н. э. — в период царствования Дария I. Жрецами зороастрийского культа были маги, исполняющие ритуалы, обряды и считающиеся хранителями религиозных традиций мидийцев и персов.
Религиозное учение Заратуштры излагается в священной книге Авесте. Суть этого учения сводится к противопоставлению двух божественных начал: доброго бога Ахурамазды и злого бога Аримана.
Ахурамазда является покровителем мирного труда, проявляющем заботу о домашних животных и культурных растениях. Его почитатели обязаны обрабатывать землю, разводить скот.
Ахриман изображается врагом человека, покровителем хищных зверей, помогающим воинственным кочевникам грабить оседлое население.
И Ахурамазда и Ариман имеют целые полчища демонов, помогающих им в борьбе, которая будет длиться ряд тысячелетий и окончится победой доброго бога.
В зороастрийском культе было запрещено захоронение мертвых в землю, а также их сожжение. Считалось, что мертвое тело оскверняет землю и огонь. Умерших предписывалось бросать на растерзание хищным птицам. Этот обычай до сих пор соблюдает небольшая секта парсов (в Индии), которые сохранили текст Авесты от гибели.
При Ксерксе, преемнике Дария I, была проведена религиозная реформа. Был запрещен культ дэвов, а также бога солнца Митры и богини плодородия Анихиты.
Однако эта реформа не утвердилась, а культ Митры и Анахиты уже при преемниках Ксеркса получил большое распространение.

 

Похожие материалы