Главная История Азии. История Закавказье. Общественный строй, хозяйство и культура Урартского царства

postheadericon Общественный строй, хозяйство и культура Урартского царства

Общественный строй, хозяйство и культура Урартского царства

Общественный строй государства Урарту. Урартское общество было рабовладельческим. Развитие хозяйства, захватнические войны способствовали накоплению богатства. Увеличение накоплений приводило к имущественному неравенству. Верхушку урартского общества составляла многочисленная военная и служилая знать. Это были члены правящей династии, многочисленные родственники царя. Большое значение приобретал военно-административный аппарат: главный военачальник и его помощники. Значительную же часть населения составляли общинники, так называемые „вооруженные свободные люди племени". Свободное население Урарту насчитывало 1,5 млн человек. Весьма многочисленным в Урарту был класс рабов и лиц подневольного труда. Основными источником рабства были многочисленные войны урартских царей, одной из главных целей которых было получение новой рабочей силы. Использовались рабы в основном в садоводстве, в мастерских и на строительных работах.
Земледелие и скотоводство. Согласно археологическим сведениям, жившие на территории Урарту древнейшие люди занимались охотой и собирательством. Позднее из охоты отделилось скотоводство, из собирательства — земледелие. С возникновением государства в Урарту идет интенсивное развитие земледелия, скотоводства, ремесленничества, торговли.
В долине рек Куры и Аракса, по берегам небольших речек жили оседлые земледельцы и скотоводы. Основу хозяйства составляло мотыжное земледелие. Возделывали пшеницу, ячмень, просо, кунжут. Здешние крестьяне были искусными садоводами, виноградарями, виноделами. Об этом свидетельствуют найденные во время раскопок специальные винные погреба, а в них наполовину врытые в землю большие сосуды.
Значительную часть территории Урарту составляют горы, закавказские скотоводы интенсивно осваивают
здешние пастбища. Коневодством урарты стали заниматься во второй половине II тысячелетия — начале I тысячелетия до н. э. Большое внимание уделялось разведению лошадей для верховой езды и боевых колесниц.


Ремесла и торговля в Урарту.

Ремесленная деятельность урартского царства была разнообразной. Большое развитие здесь получили обработка металлов, камня, оружейное дело. Найденные во время раскопок курганов богатое оружие из серебра, доспехи, сосуды, посуда с рельефами свидетельствуют о высоком мастерстве древних ремесленников.
В Урарту были развиты текстильный промысел, гончарное, строительное дело. Урарту вело достаточно оживленную торговлю с государствами Малой Азии, Месопотамии, побережий Средиземноморья, Кавказа.
Религиозные убеждения жителей Урарту. Урарты поклонялись различным культам, божествам: камню, горе, дереву, солнцу, грому. В письменном памятнике „Мхер Капуси" перечисляются боги на воротах Халда.
В Урарту был распространен культ священного дерева. Сохранились рисунки с его изображением. Рядом с ним каменные колонны, крылатые львы. Наряду с поклонением богу гор Халду урарты почитали природу, богиню плодородия. Она считалась покровительницей хищных зверей и растений. В древних текстовых памятниках Урарту упоминаются имена бога грома Тейшебы, бога солнца Арда. Главным среди них, высшим божеством был бог горы Халд. Впоследствии его стали считать богом войны, покровителем царей Урарту и всего государства. Щит и стрелы бога войны и его земных представителей символизировали высшую власть. Цари же почитались как высшее божество.


Культура Урартского царства.

Урарты и родственные им племена, жившие в районах Закавказья, являются одними из древнейших народов Передней Азии. Наряду с древними местными традициями они осваивали культурное наследие соседних народов.

Урарты имели свою письменность. В применяемой ими клинописной скорописи прослеживается связь с хурритско-хеттскими традициями. При раскопках, проведенных в Закавказье и на Кавказе, были найдены надписи и тексты на каменных плитах и гончарных изделиях, выполненные на основе иероглифики и клинописной скорописи. Эти тексты являются главными источниками изучения истории Древнего Урарту. Большое значение имело открытие обширной надписи царя Сардури II на Ванской скале, записи о военных успехах урартского царя Аргишти I, материалы, найденные при раскопках в Кармир-блуре. В них содержатся сведения об истории, культуре, религиозных убеждениях населения Урарту.
Для изучения и расшифровки этих текстов много сделали ученые М. В. Никольский, М. Сибатя, И. А. Орбели.
Для урартской культуры характерно широкое распространение мощных крепостей и благоустроенных городов. Крепости располагались на естественных (природных) возвышенностях и скалах. Их стены и башни, сложенные из огромных, тщательно вытесанных каменных глыб, свидетельствуют о большом мастерстве урартских строителей и военных специалистов. Мощные крепости были символом могущества урартских царей и рабовладельческой знати.
Урартские дворцы и храмы были расписаны застывшей ритмикой трафаретно повторяющихся фигур божеств, животных, растений. Некоторой живостью отмечаются лишь изображения животных в сценах царской охоты.
Большим мастерством и пышностью отмечаются произведения мастеров по бронзе — парадное оружие  и доспехи .
Традиции, выработанные урартами, оказали огромное влияние на культуру Закавказья, скифских племен, урартские связи прослеживаются в культуре Древнего Ирана и ранней Греции.

 

Похожие материалы