Главная История Африки История Древнего Египта Культура Древнего Египта + видио

postheadericon Культура Древнего Египта + видио

Культура Древнего Египта + видио

Письменность в Древнем Египте.

Египет — один из древнейших центров культуры человечества. Пись¬менность является неотъемлемой частью духовной культуры. В IV тысячелетии до н. э. древние египтяне создали письменность из примитивных узоров и рисунков — иероглифов. Она состояла из 750 таких знаков-узоров.
С помощью письменности люди смогли передавать свои мысли, описывать различные события. Например слово вода обозначалось тремя волнистыми чертами, слово
горы прямой, выпуклой и вогнутой линиями. Изображение человека с оружием в руках означало воина; человека с серпом — жатву.
Со временем система письма стала упрощаться, и впоследствии появились алфавитные знаки. В период Древнего царства в письменности египтян появилась система алфавитных знаков, передающая 24 основных звука.
Древние египтяне начинали писать на камне, дереве, коре деревьев, коже. Впоследствии стали использовать листья растущего вдоль берегов Нила папируса. Это был очень удобный материал для письма. Стебли папируса, достигающие высотой 4—5 метров, египтяне разрезали на тонкие полоски и склеивали их в листки, похожие на бумагу. Писали камышовой тростиной, обмакивая ее в краску.
В разных местах Египта при раскопках археологи находили папирусные свитки — своего рода книги, в которые записывали важные события.
Принципы дешифровки древнеегипетских иероглифов разработал французский ученый-египтолог Франсуа Шампольон.


Школа и просвещение в Древнем Египте.

 

Древний Египет имел сложную государственную систему и обширное хозяйство. Для управления страной нужны были грамотные, образованные люди. Поэтому и фараон, и знать уделяли большое внимание образованию. Знания накапливались и передавались от старших к младшим в специальных школах. В ни учились дети фараонов, аристократии и всех, кто хотел выучить своих детей.
Школы были начальные, средние, высшие. Учеба начиналась с 5—6 летнего возраста. В школах придворных писцов обучались грамоте, каллиграфии. Существовали особые школы, находившиеся при центральных ведомствах. Здесь преподавали математику, астрономию, геометрию, историю, медицину, литературу, религиоз¬ные и светские знания.
Дисциплина в школах была строгая, применялись телесные наказания. В поучениях школьникам было сказано. Пиши рукой своей, читай ртом своим, советуйся с теми, кто знает больше тебя, не будь ленивым, иначе будут бить тебя. Уши ребенка на его спине, он слышит только тогда, когда его бьют.
Появление и развитие письменности, научных и практических знаний способствовало развитию хозяйства страны, ремесел, строительного дела.


Литература Древнего Египта.

Древнеегипетская литература возникла VI—VII тысячелетий назад. В период Среднего царства она уже была на очень высоком уровне. У древних египтян уже существовала художественная литература. Известны различные ее жанры: народные пословицы, поговорки, сказки, легенды, мифы, сказания, сказывается о жизни землепашца, скотовода, воина, знатного вельможи и даже фараона, ярко отражается быт и мировоззрение простых людей. Таковы „Сказка о двух братьях". „Рассказ египтянина Синухета", знатного вель¬можи, бежавшего в Сирию от придворных интриг. Древний автор красноречиво изображает невзгоды, которые претерпевает Синухет в пути.
Древнеегипетская литература была богата и по форме, и по содержанию, Дошедшие до нас произведения вошли в сокровищницу мировой литературы.
Сказка о правде и кривде", мифах „Об Исиде и Осирисе", „Рассказ египтянина Синухета".
Экономические и культурные связи с соседними странами находят отражение в новом жанре художественной литературы Древнего Египта — описаниях путешествий. В „Сказке о потерпевшем кораблекрушение" герой повествует о своих странствиях. Буря разбивает его корабль и выбрасывает на таинственный „остров духа". Владыка острова в образе громадного змея утешает своего гостя, щедро одаривает его богатством: золотом, серебром, слоновыми клыками, обезьянами и собаками и отпускает в Египет.
Большими художественными достоинствами обладает Искусство Древнего Египта. Архитектура, скуль¬птура, роспись, музыка, песни, танцы возникли и развивались в Египте с древних времен.
С возникновением классового общества искусство становится мощным средством идеологического воздействия, главным образом возвеличивания власти фараона, знатных вельмож. Грандиозность, монументальность становятся отличительной чертой египетской архитектуры. Таковы громадные царские усыпальницы — пирамиды, дворцы, храмы. Они строились из огромных, весом в несколько тонн, камней. Главными исполнителями этой трудоемкой работы были рабы, пленные.
Ступенчатая пирамида Джосера в Саккара, самая большая пирамида Хеопса в Гизе и сейчас высятся среди пустыни как немые свидетели неограниченной и жестокой власти фараонов.
Вблизи от пирамид высечен из целой скалы сфинкс — огромная статуя льва с головой человека. Высота ста¬туи более 20 метров. Каменный великан внушал насе¬лению такой страх, что его называли „отец ужаса".
Отличительные черты египетской скульптуры — фронтальность и статичность. Изображая бога, царя, вельможу, древний художник старался идеализировать образ сильного человека в торжественно-спокойной позе. Таковы статуи Рамзеса II, Аменхотепа III, Тутан- хамона, Эхнатона, Нефертити, вельможи Рахотена.
В то же время в рисунках древнеегипетских художников, которыми разрисованы стены дворцов, хра¬мов, запечатлены в движении сцены из повседневной жизни, охоты, сюжеты из легенд и мифов, танцы, игра на музыкальных инструментах — духовых, струнных: систре, кастаньетах, арфе, лире и других.

 

Похожие материалы