Главная История первобытно-общинного строя Культура древних людей. Религии +видио

postheadericon Культура древних людей. Религии +видио

Культура древних людей. Религии +видио


Понятие о древней культуре.

Как известно, наше далекое прошлое делится на несколько исторических периодов. Каждый период имеет свои особенности культуры. Культура народов древнейшего периода развивалась в течение многих тысячелетий. Древняя культура — это плод всех открытий, достигнутых древними людьми в процессе их жизнедеятельности. Древняя культура разделяется на ма¬териальную и духовную. Они тесно связаны между собой.

Материальная культура.

Понятие о материальной культуре. С древних времен людям приходилось жить в различных регионах с разными климатическими условиями. Приспосабливаясь к ним, люди меняли образ жизни, предметы быта и орудия труда. Разной была и их материаль¬ная культура.
Созданные людьми орудия труда и оружие, жилища и предметы быта, одежда, украшения, продукты питания представляют собой материальную культуру.
Орудия труда древних людей. Самыми древними орудиями труда являются каменные. Древние люди вначале использовали осколки камней, ветви и сучья деревьев. Ученые считают, что самым первым орудием, сделанным древним человеком, было ручное рубило, высеченное из камня. Ему примерно 3,5—3 миллиона лет. Изобретение каменного рубила было первым шагом к созданию материальной культуры. Позднее люди научились делать копья, скребки, каменные ножи, пики, луки и стрелы, серпы. В стволах огромных деревьев они выдалбливали углубления и делали лодки. К периоду энеолита и бронзового века люди изобрели телегу на колесах, землю обрабатывали плугом и бороной, запряженными скотиной. Из костей, рогов и зубов животных изготавливали иглы, шила, наконечники стрел, вилы.
Позднее люди научились обрабатывать металлы и изготавливать из них орудия труда, предметы домашнего обихода, оружие. Все это представляет материальные культурные ценности древних людей.
Стоянки и жилища древних людей. У первобытных людей не было жилищ. Они обитали на открытых площадях, укрывались в пещерах и дуплах деревьев. Затем они стали строить простые жилища из камыша, веток деревьев, костей крупных животных. Они делали каркас и покрывали его шкурами убитых зверей. Таким образом они укрывались от дождя, стужи и палящих лучей солнца.
6- 8 тысяч лет назад люди начали строить жилища из глиняных катышей. Это был период мезолита и неолита каменного века. Начиная с периода энеолита и бронзового века, люди, наряду с глинобитными жилищами, начали строить дома из кирпича-сырца. Сотворенные руками древних людей жилища, постройки, землянки тоже представляют материальную культурную ценность.
Продукты питания древних людей. Составную часть древней культуры представляют продукты питания. Главным занятием древних людей были охота и собирательство. Мясо и рыбу ели в сыром виде. Позднее стали готовить пищу на огне. С появлением земледелия и скотоводства жизнь древних людей изменилась, питание стало разнообразнее.
Развитие ремесел, изготовление одежды. С развитием ремесел древние мастера научились изготав¬ливать ткани, шить из них одежды. На смену грубой одежде из шкур пришли костюмы из тканей и обработанной кожи. Теперь люди думали не только о том, чтобы согреться, но и о внешнем виде, удобстве одежды.
Гончарное ремесло, обработка металлов, кузнечное дело тоже представляют виды материальной культуры. Продуктами деятельности у древних мастеров являлись орудия труда, бытовая утварь, одежда. Появление ремесел, как и продуктов деятельности древних ремесленников, имело большое значение для развития материальной культуры древних народов. Из сказан¬ного следует, что происхождение материальной культуры опережает происхождение духовной культуры.
Духовная культура людей возникла и стала развиваться значительно позднее материальной. Первоначально она была проста и примитивна, поскольку была непосредственно связана с трудовой деятельностью
людей.
Под духовной культурой понимают практические знания, мышление, этику, мораль, науку, искусство, право, религию.

Рисунок и фигура древних  людей


Формирование практических знаний.

Хотя уровен  знаний древних людей был очень ограничен, но в процессе борьбы за существование стало формироваться сознание, постепенно развивался язык, что ускорило развитие интеллекта и рост духовной культуры.
В поисках пропитания древние люди меняли места стоянок, выбирали территории с богатым растительным и животным миром. Это расширяло их географические познания и умственный кругозор. При этом люди замечали, что некоторые растения, травы, животные жиры имеют лечебные свойства. С помощью втираний мазей, настоек древние лекари излечивали сво¬их больных от многих болезней. Примитивными хирургическими методами они лечили переломы, вывихи, растяжения. Использовались и такие методы, как колдовство и заговоры. Таким образом, корни нынешней народной медицины уходят в глубокую древность.
Древние люди могли также предсказывать погоду. Большое внимание уделяли воспитанию детей и молодежи.
Древнее искусство. Одним из видов духовной культуры является искусство. Оно возникло очень давно. Первобытные и древние люди не знали, что такое искусство. Оно зародилось, когда появились родовые общины.
Под искусством понимают живопись, скульптуру, музыку, устное народное творчество, песни. Древнее искусство отражало жизнь, быт, трудовую деятельность, религию древних людей.
Одним из видов древнего искусства является нанесение рисунков людей и животных, бытовых сцен и эпизодов охоты на кости, осколки камней, гончарные сосуды, чаши, блюда. Древние люди разрисовывали свои жилища, пещеры, скалы. Рисунки раскрашивали черной, красной, голубой, желтой, бурой (коричневой), белой и другими красками. Стены пещер и скалы худой яики расписывали фигурами людей, птиц, животных: слонов, тигров, бизонов, оленей, львов, мамонтов, носорогов, яков.

Раскрашенные красками рисунки найдены во Франции, Италии, Испании, Башкирии, в африканской пустыне Сахаре, в Монголии, Якутии, Таджикистане, Киргизии, Узбекистане, на Кавказе, в других регионах Земли. Интересен наскальный рисунок, раскрашенный яркими красками, который был найден в
Узбекистане в ущелье Зара- утсай в юго-западных отрогах Гиссарского хреба. При внимательном рассмотрении древних рисунков можно уви¬деть, что на них запечатлены бытовые сцены, охота, танцы, бои диких животных.
Одним из видов наскальных рисунков являются петроглифы. Они представляют собой рисунки, нанесенные на гладкую поверхность скалы с помощью металличе¬ских или каменных инструментов. Наиболее часто пет-


Рисунок мамонта.

 

Пеш-Мери. роглифы встречаются в гор- Франция. Поздний палеолит регионах Скульптура, как один из видов древнего искусства, возникла в период позднего палеолита. Большого развития она достигла в период каменного века. Древние скульпторы ваяли различных животных и людей, особенно их привлекали женские фигуры. Материалом служили кости животных, мягкие породы камня, дерева. Такие скульптуры были найдены на территории от Пиренейского полуострова до Восточной Азии. Их обнаруживали повсеместно от берегов Белого моря до Южной части Индии и Африки. Искусство древних людей было связано с одной стороны, — с повседневным бытом, с другой — с религиозными верованиями. Видами древнего искусства являются также музыка, песни, танцы. Музыкальные инструменты появились в эпоху позднего палеолита.
Язык, мышление, сознание являются важнейшими сторонами духовной культуры.
Верования древних людей. Вера в высшие силы — одно из проявлений древней духовной культу¬ры. В процессе жизнедеятельности человек становился свидетелем многих необъяснимых событий, наблюдал явления природы. Его удивляли и пугали гром и молния, землетрясения, засухи и наводнения, извержения вулканов. Древние верили, что природными явле¬ниями и людьми управляют какие-то сверхъестественные существа. Возникновение древних верований о ловлено страхом древних людей перед природными явлениями, с одной стороны, и неумением их объяснить с другой.
Происхождение религии приходится на период
позднего палеолита. Соблюдение определенных обрядов при захоронении знат¬ных людей связано с первыми проявлениями религиозных верований. Среди древних верований широкое распространение получили тотемизм, анимизм, фетишизм, магия и другие.
Тотемизм — вера людей в родство человека с животными — рыбой, львом, тигром, волком и другими или растениями и их почитание.
Анимизм — вера в существование душ и духов, в их сверхъестественную силу.
Фетишизм — культ неодушевленных предметов, обладающих сверхъестественной силой, способной спасти, уберечь от беды. Вера в силу амулетов, талисманов сохранилась и в наши дни.
У многих народов было распространено поклонение Солнцу и другим планетам. В науке оно называется огнепоклонничеством.

 

Первые художники и «волшебники»

 

Первый взгляд на мир.

Ученым очень сложно понять, что первобытные люди думали об окружающем их мире. Ведь они еще не умели записывать свои мысли. Помогают особые источники - наблюдения за современными человеческими общинами, которые все еще живут в первобытных условиях.

Судя по этим источниками, наши первобытные предки внимательно изучали природу. Могли ориентироваться по звездам, лечить болезни травами, разыскивать и выбирать наиболее полезные камни, растения, животных. В то же время в отличие от нас они не знали настоящих причин многих явлений: почему, например, идет дождь, гремит гром, приходит весна, начинается болезнь, наступает

смерть. Возможно, особенно много вопросов вызывал у первобытных людей их сон. Сейчас учеными установлено, что во сне наш мозг продолжает работать: все, что мы видели за свою жизнь, он разбива­ет на отдельные «кусочки»-образы и причудливо переставляет их, показывая нам во сне самые неожиданные картины. Однако первобытные люди давали свое душа (дух), которое во сне отправляется путешествовать в некий невидимый людям потусторонний мир, может там охотиться на души животных, есть, радоваться, горевать. Когда же человек умирал, первобытные люди считали, что он заснул очень глубоким сном. Они хоронили его в специ­альной яме, чтобы тело не съели животные, рядом клали копье, запасы еды, которые могут пригодиться душе в по­тустороннем мире.

Наши первобытные предки ощущали себя частью приро­ды, не видели большой разницы между своей родовой общи­ной и стаей волков или стадом бизонов: так же охотились и укрывались от непогоды. Поэтому люди думали, что и всё, что есть в мире (горы, реки, деревья, животные), похоже на человека: так же думает, разговаривает, наделено духом (душой). Если идет дождь - значит, обиделись и плачут ду­хи облаков. Если дерево придавило человека - его дух рассердился на того, кто попытался его срубить. Если отко­чевало стадо животных - их духи узнали, что люди готовят большую охоту. Такие рассказы со сверхъестественными, вымышленными деталями, с помощью которых люди объ­ясняют мир, называются мифы.

У доживших до современности первобытных общин очень много мифов о происхождении мира и людей. Большинство из них считали своими предками ка­кое-то животное и так и называли свою родовую общину: «Род Лисицы», «Сыновья Орла», «Род Оленя». На «предка» нельзя было охотиться, за это он якобы передавал людям свою ловкость, силу, охотничьи знания. Эти знания считались тайными. Взрослые открывали их детям, только когда мальчики уже могли стать охотника­ми, а девочки - матерями и хранитель­ницами очага. Это был особый обряд посвящения во взрослую жизнь: про­верка, как человек может терпеть боль, метать копье, разжигать огонь, кричать голосом своего предка-живот­ного, двигаться в особом танце, повто­ряющем его движения. В пещерах же первобытных людей археологи находят дальние гроты, в центре которых возвы­шается, например, череп медведя (или его глиняная копия), а на полу вокруг отпечатались пятки подростков, живших десятки тысяч лет назад. Накапливая знания, люди часто давали им сверхъестественные объяснения.

Первое переживание мира.

В каждой общине появились люди, которые, как считалось, могли до­говориться с духами природы и тем самым сотворить чудо ~ то, что не­возможно объяснить имеющимися знаниями: остановить дождь, при­манить стадо лошадей, изгнать бо­лезнь. Таких людей называли кол­дунами (шаманами, знахарями, вол­шебниками). Именно колдуны, прежде всего, запоминали естест-

венные свойства камней, животных  и растений, чтобы знать, какую тра- рем. Наскальный рисунок ву дать больному, в какое время пе­рекочевывают животные. Однако делая это, колдуны дума­ли и верили, что говорят с духами - сверхъестественными существами. Чтобы «услышать» голос духов, колдуны ели «пьянящие» (ядовитые) грибы, изматывали себя, кружась в быстром танце под ритмичные звуки барабана или за­вывания.

Если духи сопротивлялись, то колдуны могли их заста­вить сделать что-то. Например, считалось, что надетая на шею веревка с зубами тигра или медведя отпугивает духов страшных хищников, а значит, и их тела, пляска и завыва­ния колдуна - духов болезней и сами болезни. Вера в то, что человек может воздействовать на сверхъестественные си­лы, называется магией. Наиболее важной была охотничья магия. Считалось, что перед охотой на зверя магическими действиями или заговорами надо убить его дух.

Разгоряченные после погони за зверями охотники уходили в дальние утлы пещер, макали пальцы, обернутые лоскут­ками шкуры, в красный, как живая кровь, порошок охры, растворенный в воде, и в мерцающем свете факелов наноси­ли на стены изображения тех, кого они собирались победить в будущих схватках. Вот пальцы выводят на скале «живую мохнатую гору мамонта», вот изогнутая, словно могучая волна, спина бизона, вот быстрые, как ветер, ноги лошади... И последний штрих - кровь, льющаяся из ран животных; они должны погибнуть, чтобы выжили люди.

Первобытные люди старались понять мир, в их сознании за­рождались религия, искусство, основы научных знаний.

 

Похожие материалы