postheadericon Ранние формы религии.

Ранние формы религии.

К ранним формам религии относятся магия, фетишизм и анимизм, которые возникли в период формирования родового строя (40-30 тыс. лет до н.э.).

Магия (от греческого mageia – колдовство) – это вера в существование сверхъестественных средств воздействия на природу, совокупность колдовских действий, с помощью которых человек пытался воздействовать на предметы и явления.

Известны разные виды магии: лечебная, любовная, военная, земледельческая, скотоводческая, магия погоды и др. Из всех видов магии наиболее распространенной была производственная (промысловая) и охранно-лечебная. Широко распространена предохранительная магия. Сюда относится употребление разных амулетов, ладанок, заклинаний и др. Предохранительная магия перешла и в современные религии: например, в христианстве – знак креста; у мусульман – амулет с текстом из Корана; у иудеев – ладанка с текстом молитвы.

Археологические и этнографические источники свидетельствует о том, что зачатки магических верований и обрядов зародились на самых ранних этапах развития первобытного общества, возможно, еще у неандертальцев в эпоху «Мустье» (100 - 40 тыс. лет назад). Собственно сам термин эпохи «Мустье» введен по названию пещеры (на юге Франции), где еще в позапрошлом веке были найдены соответствующие находки, связанные с зачаточными культовыми действиями первобытных людей.

Связь искусства и религии с производственной деятельностью человека отчетливо прослеживается в эпоху «Верхнего палеолита», когда впервые появились люди современного физического типа – кроманьонцы. Первые изображения рассказывали о таком важном, но опасном событии в жизни первобытного человека, как охота. Рисунки представляли собой контурное изображение, высеченное на камне, кости или роге. Живопись ограничивалась черной или красной красками, нанесенным пальцем, или подобием кисточки. Краской служили охра, уголь и мел. Художник растирал их на жиру животных, поэтому многие рисунки хорошо сохранялись от непогоды. Краской также специальными рисунками и символами покрывалось тело умершего, душа которого должна была покинуть тело и переместиться в «потусторонний мир».

Говоря о Центральной Азии, следует отметить, что корни религиозных верований данного региона уходят в глубокую древность. Еще древнегреческие историки Страбон и Геродот описывали в своих книгах о религиозных нравах и обычаях племен населявших Трансаксонию (Междуречье) – саков и масагетов.

В неглубоких, но труднодоступных гротах ущелья Зараутсай в горах Кухитанг (Сурхандарьинская область) сохранилось около 200 рисунков человека, самые древние из которых относятся к периодам мезолита и неолита, а самые последние - к эпохе бронзы. Наскальная живопись Зараутсая является уникальной и признана памятником мирового значения (12–5 тыс. лет до н.э.). Сцене охоты сопутствуют немногочисленные знаки, некоторые из которых истолковываются как изображение солнца.

Большое количество наскальных изображений животных (козлов, кабанов, коней) обнаружено в урочище Текеташ в Маргузарских горах за Джизаком, в сае Сармич (17 км. к северо-востоку от города Навои), а также в соседнем с ним сае Караунгур.

На территории Узбекистана широко распространены рисунки, выполненные в технике выбивания. Среди них особое место занимают наскальные изображения Сармышсая (нач. II тыс. до н. эр. III–VII вв. н. эр), находящихся в горах Каратау, недалеко от города Навои. Этот памятник был впервые обнаружен археологом Х.И. Мухамедовым.

Следы обитания древнего человека обнаружены в районе хребта Кара-тепа, отделяющего Шахрисабзкий оазис от долины Заравшана. Здесь же восточнее кишлака Кайнарбулак обнаружены наскальные рисунки, где высечено более пяти - десяти изображений со сценами охоты на животных.

Около 500 петроглифов V–I вв. до н. эр. обнаружены в нешироком ущелье Паракандасая на северном склоне. Кураминского хребта, в 6–8 км к югу от Алмалыка. Изображения нанесены на гладкую поверхность более 40 крупных скал на правом берегу ущелья. Отдельные рисунки обнаружены в ущелье Каракия в Бостанлыкском районе Ташкентской области и датируются они 2-ой половиной II – началом 1 тыс. до н.э.

Одним из примеров наскальных изображений служат петроглифы, обнаруженные в Ходжикенте Ташкентской области, выбитые довольно глубоко. Самые древние из них относятся к эпохе палеолита. Такие петроглифы встречаются и в других местах Узбекистана.

Одним из наиболее ранних среди наскальных рисунков магического значения исследователи считают мотив руки – пятерни, который был весьма распространен и в последующие времена. Отпечаток или контур руки считается знаком присутствия в данном месте оставившего его человека. Позднее он приобретает значение символа обладания или оберега.

В бассейне среднеазиатского Междуречья круг, ромб и крест служили символами или атрибутами солнечных божеств. Сосуды со знаками, сделанными от руки в виде креста, позднее встречаются в памятниках разных эпох. Этот знак интерпретировался как охраняющими содержимое сосуда.


Фетишизм.

Большую роль в истории религии сыграл фетишизм (от французского fétiche – вещь, талисман, амулет, идол). В отличие от магии – веры в сверхъестественные способности самого человека или предмета фетишизмом называется приписывание сверхъестественных свойств, каким либо материальным предметам и почитание их. Формы фетишей разнообразны. Ими могли служить камни, куски дерева, части тела животного, изображения – идолы.


В современных религиях фетишизм сохранился в виде почитания священных предметов (кресты, иконы, мощи – в христианстве, священные ступы – в буддизме, некоторые святые места – у мусульманских народов), а как самостоятельный остаток – в виде веры в талисман и амулеты. Талисман, по представлению верующих в них людей, приносит счастье, а амулет оберегает от несчастья. Современными фетишами являются, например, подковы, ладанки, кулоны, слоники, игрушки и др.

Элементы фетишизма в сочетании с другими верованиями присутствуют в каждом культовом действии, в котором используются те или иные предметы.

Анимизм (от лат. anima - душа) – более высокая форма первобытных верований, т.е. вера в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы. По представлению первобытного человека окружающий его мир (животные, растения, явления и предметы природы) обладает душой. Отсюда возникает множество представлений о «духах» природы: «духи» земли, огня, леса, воды, гор, дома и т.д., которым нередко придается человекообразный, фантастический образ.

Культ деревьев существовал в разнообразных формах у многих народов. Мотив «дерево жизни» занимает видное место в прикладном искусстве Узбекистана. У мусульманских народов то или иное почитаемое дерево связывалось с именем, какого - либо святого.

Целый ряд представлений и верований у народов связан с верой в продолжение существования души после физической смерти человека, что породило ряд обрядов погребальных церемоний. Одним из древних способов погребения были курганы. В Узбекистане найдено значительное число таких курганов в 50-е гг. XX века у станции Кую-Мазар на восточной окраине Бухарского оазиса. Были вскрыты 20 могил с катакомбами, получен значительный погребальный инвентарь. Комплекс датирован последним веком до – и первыми веками нашей эры.

Курганные погребения были вскрыты также около станции Кизилтепа у городища Шахривайрон и близ села Хазар, где также был найден погребальной инвентарь.

Большое количество керамики, украшений и орудий быта из железа были найдены в погребениях могильника Обишир первых веков н.э. (долина р. Сох в Ферганской области) в 1969–1971 гг.

В 1978 году близ г.Алмалыка были вскрыты 6 курганов. Четыре кургана были вскрыты в отрогах Кальмакыра - к югу от Алмалыка. Захоронения датированы концом III – началом VI в.н. эр.

Погребения эпохи бронзы. Одним из ранне-городских памятников эпохи бронзы является Джаркутан в центре Шерабадского оазиса, где были найдены храмовый комплекс и могильники с более чем 1000 погребениями.

Большой научный интерес представляют захоронения поселения эпохи бронзы Сапаллитепа в Сурхандарьинской области (раскопки А.А.Аскарова), и датируются они III тыс. до н.э.

Как известно, родоплеменной строй сложился примерно 40 тыс. лет назад и прошел через три основные ступени: ранний, поздний матриархат и патриархат. В Центральной Азии каждой ступени родоплеменного развития человеческого общества соответствовала своя форма религиозных представлений и верований:

- раннему матриархату тотемизм:

- позднему – земледельческие культы:

- патриархату шаманизм и культ предков.

Тотемизм.

На языке североамериканских индейцев – аджибвэ слово «то-отем» означает «его род». Первобытные общины строились по принципу кровного родства. Этот тип общественных отношений человек переносит и на внешнюю природу. Связь рода с животным и растительным миром осознается как кровное родство с ними.


Одним из древнейших памятников тотемизма на территории Узбекистана, является захоронение мальчика - неандертальца, обнаруженное археологом А.П. Окладниковым в пещере Тешикташ в горах Бойсунтау Сурхандарьинской области в 1938 году. Захоронение было обложено рогами горных козлов – архаров, что позволяет предположить его связь с тотемным животным.

Культ животных, исторически связанный с земледельческими и скотоводческими культами был распространен у народов Узбекистана довольно широко. Например, тотемным животным была змея, олицетворяющая и доброе и злое начало. Каменный амулет, по-внешнему виду напоминающий эфу, хранится в музее истории Узбекистана (г. Ташкенте) сделан он в к. 11 тыс. до н. эр. и найден в кишлаке Сох в Ферганской долине.

Образ быка издавна олицетворял мужское начало, символизирующее источник плодородия, стойкости и силы. На некоторых археологических памятниках найдены кружки с ручками в виде баранов. В памятниках культуры Узбекистана встречаются изображения верблюда, культ коня. Широкое распространение имело изображение льва, как символа могущества и силы. С глубокой древности в Узбекистане считались священными некоторые птицы. Петух, павлин и фазан относились к «солнечным» птицам и связывались с идеей плодородия.
Религиозные культы родоплеменного строя

Земледельческий культ – это преимущественное поклонение двойникам тех факторов природы, которые влияют на урожайность (дожди, вода, стихии природы и пр.).

Около 8 тыс. лет назад основным видом производственной деятельности было мотыжное земледелие. Зависимость земледельца от природы и ведущая роль женщины – две главные особенности времени, которые отразились в религиозных воззрениях людей.

Культ предков.

Для развитого строя, в первую очередь для отцовского рода, весьма характерен культ предков – почитание духов тех умерших членов рода, которые сыграли определенную общественную роль родовых глав, воинов. Выражением культа служат изображения предка – идол. Предок, либо его дух после смерти, являлся покровителем и хранителем живущих сородичей. Заметим, что подобные представления о духах предков в той или иной форме сохранились и поныне, особенно в провинциальных районах региона Центральной Азии.


По мере разложения первобытнообщинного строя религия претерпевает существенные изменения. Меняется содержание религиозных мифов, меняется религиозно – культовая практика.

Одной из наиболее распространенных религиозных систем в Центральной Азии был зороастризм – религия, возникшая на рубеже II–I тысячелетий до н.э.

Войдя в состав Ахеменидской империи, народы Парфии, Маргианы, Бактрии, Согдианы, Хорезма и кочевые сакские племена соприкоснулись с народами Среднего и Ближнего Востока, юга Балканского полуострова и Индии. Воинские отряды из данного региона в составе ахеменидских войск участвовали в походах в Греции. Воины из Центральной Азии служили в гарнизонах Египта и т.д. Царская дорога из Малой Азии в Индию проходила через Бактрию.

В ахеменидский период, помимо местных этнических и областных языческих культов с поклонением солнцу, огню, земле, воде и другим природным стихиям индоиранского происхождения, в Центральную/Среднюю Азию проникло также почитание переднеазиатских божеств, например богини вод Анахиты, а также отдельных греческих божеств.

Еще более заметное смешение различных верований происходило в данном регионе в следующий, эллинистический период (конец IV–I в. до н.э.). На руинах азиатской державы Селевкидов - около середины III в. до н.э. появились Парфянское государство и Греко - бактрийское царство.

Роль эллинских элементов в культуре Греко-Бактрийского царства была значительней, чем в Парфии. Горожане знали греческий язык, поклонялись эллинским божествам, придерживались в искусстве греческих канонов, представлений и вкусов. При этом жителям Бактрии были знакомы и негреческие переднеазиатские божества и культы авестийского круга и индийские верования.

Во II в. до н.э. – IV в.н.э. территория нынешнего Узбекистана входила в состав Кушанской империи, представлявшей мощное государство. Это было обширное многонациональное государство, население которого придерживалось различных религиозных учений. Кушаны проявляли редкую веротерпимость. Каждый народ продолжал вести свой образ жизни, имел свои традиционные культы и божества. Многие кушаны оставались приверженцами зороастризма. В результате взаимовлияния и синтеза многих верований представления о зороастрийских божествах расширяются, в ряде случаев они представляются в видоизмененном, трансформированном виде, явственно прослеживается эллинистическое и индийское влияние.

Кроме зороастризма, в Центральной Азии в IV–VIII вв. было распространено манихейство. Один из манихейских центров располагался в Самарканде. Как и зороастризм, манихейство придерживалось дуалистического мировоззрения о борьбе двух начал – добра и зла, однако включало и некоторые элементы христианства.

В южных районах Узбекистана к началу новой эры закрепляется буддизм. Проникновение буддизма из Индии обычно связывают с правлением кушанов. Кушанское царство становится одним из центров этого учения. В первые века н.э. в областях, лежащих в бассейне Амударьи, буддизм считался уже господствующей религией и продержался там дольше, чем в других местах Средней Азии – до арабского завоевания.

Буддизм исповедовал кушанский царь Канишка. На его монетах наряду с другими божествами встречается изображение Будды. По сообщениям китайца Сюань Цзяна, в начале VII в. в Термезе было около 10 буддийских монастырей (сангарама) и тысяча монахов.

После эфталитов в V–VIII вв. буддизм в Средней Азии приходит в упадок.

В первые века нашей эры на Востоке широко распространилось христианское богословское учение-течение, возникшее в Византии под названием «несторианство». Несториане - последователи константинопольского патриарха Нестория, жившего в начале V в.н.э., говорили о божественной сущности Христа, но считали, что Мария, его мать, родила не бога, а человека, в тело которого вселилось божество, и он стал орудием спасения. Тем самым отвергалась божественная сущность Христа. В 431 г. на Эфесском соборе христианство несторианского толка было осуждено как ересь, после чего оно стало притесняться в центральных районах христианского мира, вследствии чего несторианство стало быстро распространяться в странах Востока.

Переселение христиан – сектантов из Византии в Иран, Сирию, Палестину, Среднюю Азию и далее на Восток не было случайностью, ибо на этом пути было построено большое количество факторий, населенных переселенцами с Запада, которые исповедовали различные христианские учения, в том числе и зороастризм.

В VI веке кочевые тюркские племена вторглись из Алтая, в короткий срок подчинили себе земледельческие оазисы Средней Азии и создали могущественную кочевую державу – Тюркский каганат. Однако в начале VIII века арабы вторглись за Амударью и начали походы с целью полного завоевания Средней Азии и распространения мусульманской религии. Лишь после долгой и упорной борьбы в более чем 100 лет арабам удалось присоединить этот регион в состав Арабского халифата и внедрить исламскую религию.