Главная История Азии. История Узбекистана Амир Темур и Темуриды. Появление на исторической арене Амира Тимура и создание централизованного государства.

postheadericon Появление на исторической арене Амира Тимура и создание централизованного государства.

Появление на исторической арене   Амира Тимура и создание централизованного государства.

В 50-60 г. 14 в. Маверанахр представлял собой раздробленный на около десяти независимых владений регион. И множество степных ханов постоянно совершали на Маверанахр набеги.

 

 

Амир Темур родился 9 апреля 1336 г. в селение Ходжа Ильгар (Яккабаг)близ Шахрисабза (Кеш). Его отцом был Амир Тарагай из племени барласов (монгольского), мать Такина Хатун была дочерью местного бека. Организаторский талант будущего завоевателя и полководца проявился лет в 17-18 когда он собрав не большой конный отряд участвовал в междоусобных, династических войнах. В 1352 Тимур взял в жены дочь эмира Джаку Барласа правителя Кеша Турмуш опа.  В 1355 г. берет в жены внучку Казагана младшую сестру эмира Хусейна в результате чего был образован союз с Хусейном правителем Балха.  1360-1361 г. в Маверанахр вторгается Туглук Темур не встретив достойного отпора Маверанахр был разграблен и захвачен. Тимур будучи 23 года отроду поступает на службу к Туглуку в резльтате чего становится наместником  Кешскую область(Шахризабса). Сам Туглук оставив править Маверанахром сына Ильяс Хаджа уходит в Могулистан. Амир Тимур не захотел служить ему объединившись со своим родственником эмиром Хусейном восстает против Ильяс Хаджи и в 1363 г.разгромили его на левом берегу Амударьи близ Кундуза (современный Афганистан). Ильяс Ходжа отступил чтобы вернуться в 1365 г. с новыми силами так между Ташкентом и Чиназом произошла битва которая вошла в историю как «Грязевая битва» (во время битвы шел сильный дождь в результате чего местность превратилась в «болото») Тимур  вместе со своим союзником Хусейном потерпели поражение. Ильяс Хаджи в скоре захватил Ходжент и Джизак после двинул на Самарканд.  Темура спасло только  освободительном движение направленного против монгольского засилья.  «Сарбадары» буквальный перевод означает «висельник» возникшее в 30-х годах 14 в. Они  и дали отпор войскам Ильяс Хаджи и не позволили ему захватить Самарканд тогда же начался мор среди лошадей это заставило его покинуть пределы Самарканда,  а позже Маверанахра. Узнав об этом Темур вместе с Хусейном двинулись на Самарканд  дойдя до него стали  вести переговоры с  лидерами освободительного движения, сарбадары встреченные со всеми почестями позже были повешеныВ скорее после этого между Темуром и Хусейном возникла вражда причина банальна -борьба за власть. Это продолжалось до 1370 г.  Темур    разбил войска   эмира Хусейна, а   самого Темур обещал сохранить ему жизнь, но не помешал одному из своих союзников убить Хусейна по праву кровной мести. После был созван курултай где Темур был объявлен правителем Маверанахра. Столицей своего государства он выбрал Самарканд и первое что он приказал сделать это восстановить пострадавшие в результате войн и строить новые оборонительные сооружения. Он присоединяет Фергану, Яссы (Туркестан) в 1381 г.завладел Гератом, Сеистаном в результате чего были объединены Маверанахр и Хорасан. Лишь Хорезм не находился под властью Темура- пока. Он предпринял пять походов против него захватив его он также как и Чингисхан приказал сравнять город с землей и засеять ячменем но некоторое время спустя смягчился и приказал заново отстроить город показав тем самым силу своего великодушия. Темур показал себя как энергичного неутомимого политического и военного деятелем  мудрого и справедливого правителя, проведя всю жизнь в войнах и походах захватывая все новые и новые земли он стремился к величию и славе не только своего имени но и своего обширного государства он шел к цели которая достойна всякого уважения и почета. 35 лет длилось правление Амира Темура (1370 - 1405) в Средней Азии. Он объединил территории Центральной Азии в единое централизованное государство, создал громадную империю от Инда и Ганга до Сырдарьи и Зарафшана, от Тянь-Шаня до Босфора. В 80 -е годы 14 века Хорасан и Герат вошли в состав империи Амира Темура.

 

После этого Темур совершил три похода против хана золотой роды Тохтамыша, в результате которых была разрушена столица Золотой Орды - Сарай Берке а караванные пути, проходившие через ее территорию, перестали функционировать. После падения Сарая Берке северная межконтинентальная дорога была практически заброшена. Караваны вновь взяли путь через Герат, Балх и Самарканд. Все последующие походы Амира Темура в Иран, на Кавказ, в Индию и Турцию также были направлены на восстановление торговых магистралей Великого Шелкового пути, которые действовали в домонгольское время. В годы правления Амира Темура происходит укрепление торговых отношений с Китаем. Караванная торговля между Средней Азией и Китаем получила новый стимул. Прекращаются междоусобицы. Это оказало благотворное влияние на экономику государства. Стали осуществляться строительные, ирригационные и дорожные работы. При Тимуридах получил распространение новый тип феодального земельного пожалования, носящий в источниках название суюргала. Пожалование такого типа широко практиковал и сам Тимур. Лицо, получившее в суюргал какую-нибудь область, имело право взимать со своего надела налоги, подати и повинности, до этого поступавшие в казну центральной власти. Владельцы суюргалов были лишь в вассальной зависимости от центральной власти. От суюргалов надо отличать тарханы, которые тоже были широко распространены при Тимуридах. Тархан - освобождение земли, имущества или предприятия от уплаты налогов, податей и повинностей в государственную казну. Тарханная грамота - это не пожалование в отличие от суюргала. Она выдавалась лицу, уже владеющему землей или предприятием. Такая грамота могла быть пожалована даже мелкому землевладельцу.

Крестьяне, жившие в XV в. в Мавераннахре и Хорасане, делились на следующие категории:


1)        живущие на государственной земле;


2)        сидящие на частновладельческих землях;


3)        работающие на своей земле;


4)        живущие на вакуфных землях.

 

Феодалы не вели крупного хозяйства. Они делили землю на мелкие участки и раздавали их земледельцам на основе издольной аренды. Независимо от того, какую землю обрабатывал крестьянин, он платил налоги и нес повинности либо в пользу государства, либо в пользу феодала. Основным налогом по-прежнему был харадж, иногда он назывался <мал>. Этот поземельный налог, взимаемый в форме смешанной ренты (в натуре и деньгах), иногда доходил до половины всего производимого продукта. Взималась еще и подушная подать (саршумар). Тяжелы были всякие мелкие сборы в пользу отдельных правительственных чиновников, таких, как мирабы, даруги, ведающие учетом и сбором доли урожая для уплаты в казну и пр. Весьма тяжелой повинностью была барщина - <бегар>.

 

Земледельческое население в принудительной форме посылалось на работы по постройке городских стен и укреплений, крепостей, дворцов, мечетей, медресе, а также на проведение арыков, дорог, сооружение мостов.

В Заключении

Непрямые последствия походов Темура были безмерны: он предотвратил монгольскую угрозу в отношении Китая как раз в тот момент, когда Мингская династия пришла к власти; то же самое он сделал для Московской Руси, разбив Золотую Орду. Он отодвинул оттоманское завоевание Константинополя на полвека после победы над османским султаном Баязедом в 1402 г., которое имело большое историческое значение для Европы. Как писал в начале XX в. французский историк Р.Груссе "победа Тамерлана над Баязедом спасла христианский мир".

История ставит Амира Темура в один ряд с такими крупнейшими полководцами, как Александр Македонский, Дарий I, Юлий Цезарь. Амир Темур вошел в историю как прославленный полководец, не проигравший ни одного из тысячи сражений, и как политик, внесший огромный вклад в дело построения государственности, прогресс науки, просвещения, культуры.

С объединением Амиром Темуром разрозненных областей в единое государство, созданием и упрочением централизованной власти укрепилась экономика страны, стали развиваться ремесленное производство и торговля, расширяться торгово-хозяйственные связи, как с сопредельными, так и отдаленными странами.

При жизни Амира Темура о государственном управлении было написано специальное сочинение, известное под названием "Уложения Темура". В нем изложены взгляды этого выдающегося государственного деятеля и полководца на военное искусство, устройство и управление страной.

Лозунг "Справедливость не в силе, а сила в справедливости", практиковавшийся повсеместно на всей территории государства Амира Темура, превратился в нравственный и духовный критерий.

Во второй половине XIV в., по мере того, как Мовароуннахр становится центром торговли, экономики и культуры Ближнего и Среднего Востока, стали благоустраиваться такие древние города, как Самарканд, Кеш, Бухара, Термез, Ташкент, Мерв, Герат и др., до основания разрушенные ордами Чингисхана. Строились величественные здания мечетей, медресе, мавзолеев, караван-сараев и бань.

Самарканд, став столицей огромного государства, по замыслу Амира Темура, должен был превратиться в самый красивый город на земле. Самарканд стал средоточием лучших архитектурных сил Среднего Востока и Центральной Азии. Коллективный труд зодчих и строительных мастеров создал качественно новое направление в мировой архитектуре, давшее прекрасные образцы художественного творчества.

Созданные при жизни Амира Темура десятки архитектурных памятников являются замечательным воплощением человеческой мысли, разума и таланта.

Преклоняясь перед гением исламского теолога, поэта и мудреца Ходжа Ахмада Яссави, жившего в XII веке, Амир Темур воздвиг на месте небольшой усыпальницы в городе Туркестане в его честь величественный мавзолей, который и в настоящее время поражает размерами и необычным богатством разнообразного керамического декора.

Ходжа Ахмад Яссави был основоположником суфийского тариката "яссавия", которое проповедовало идеи справедливости, нравственного очищения и совершенствования человека. Амир Темур почитал Яссави как своего духовного учителя и подходил к религии с точки зрения ее способности приводить людей к духовному и нравственному совершенству, укреплять мощь и величие страны.

Как свидетельствует историк Шарофиддин Али Язди XV века, Амир Темур считал недопустимым, чтобы "пустовала хотя бы одна пядь земли, которая годится для благоустройства".

Создав огромную и могущественную державу, Амир Темур подготовил условия для расцвета и подъема духовной культуры, возрождения высоких традиций прошлых эпох в новом историческом контексте. Наивысшие интеллектуальные и творческие достижения XIV-XVI вв. во многом были достигнуты благодаря деятельности Амира Темура и династии Темуридов, их особому вниманию к гуманитарной сфере.

Следует также отметить особое трогательное отношение Амира Темура и Темуридов к женщинам. В честь своей любимой жены - Биби-ханым, Амир Темур велел построить величественную соборную мечеть Биби-ханым в Самарканде, которая признается одной из величественных построек Амира Темура и носит имя его любимой жены. Мечеть строилась в 1399-1404 годах, и практически хорошо сохранилась до нашего времени. Беря пример у своего великого предка, один из бабуридов Шахжахан построил великолепный памятник архитектуры - одно из знаменитых чудес света - мавзолей для своей любимой жены Тадж Махал в 1652 году.

Эпоха Амира Темура и Темуридов ознаменовала собой один из наиболее блестящих периодов в развитии литературы, прикладного и изобразительного искусства, особенно настенной монументальной живописи и книжной миниатюры, имевших в регионе глубокие доисламские корни и традиции.

Амир Темур оставил в истории глубокий след и как искусный дипломат и сторонник развития добрых отношений между государствами и налаживания торгово-экономических связей. Он осуществил большую работу, послужившую укреплению взаимосвязей между Европой и Азией. Он установил связи и стремился укрепить их со странами разных частей света: с одной стороны - Китай, Индия, с другой стороны - Франция, Англия, а также Османская империя, Испания, Италия, Египет и другие государства.

Через торгово-экономические отношения он добился невиданных успехов в создании единого пространства между народами и странами. Он разослал послов ко дворам короля Испании Генриха III, короля Франции Карла IV, короля Англии Генриха; и, соответственно, принимал в своем дворце испанских, французских, английских, китайских и других иностранных послов.

Большую часть жизни Амир Темур провел в походах. Во время похода на восток, 18 февраля 1405 г., Амир Темур умер в г. Отраре. Его тело было перевезено в Самарканд, где оно 23 февраля было похоронено в усыпальнице его внука Мухаммад-Султана Гур-Эмире.

Об Амире Темуре и его деяниях европейские ученые во весь голос заговорили свыше четырехсот лет тому назад. В 1553 г. во Флоренции (Италия) вышла работа итальянского ученого Перондино "Величие Тамерлана Скифского". Это было первое в Европе научное исследование об Амире Темуре.

Из изданных письменных источников на европейских языках (испанском, английском, французском) на первом месте стоит сочинение испанского посла Руи Гонзалеса де Клавихо "Дневник путешествия в Самарканд ко двору Темура (1403-1406)".

Великий Рембрандт увековечил портрет Темура и его наследников в живописи, воодушевленный индийскими миниатюрами времен Бабуридов, он рисует Амира Темура в кругу наследных принцев Умара шейха, Захиритдина Бабура, Хумаюна и Акбара.

Бессмертная трагедия выдающегося английского поэта и драматурга 16 века Кристофера Марло "Тамерлан Великий", где молодой Темур благодаря своему уму, таланту и упорству становится одним из самых могущественных государей в мировой истории, не сходила со сцены до XVII в., открывая театральный сезон в Англии.

Ряд европейских композиторов создали образ Амира Темура в операх. В начале 17 века итальянский композитор Гаспирни создал оперу "Тамерлан", которая была поставлена на сцене Венского театра, композитор Лео - в театре Неаполя. Были также оперные произведения, созданные Антонио Вивальди, Сколари, Генделем и другими.

Сегодня более чем в 50 странах мира работают ученые-темуроведы. Издается множество книг, посвященных эпохе Темура и Темуридов. Число серьезных произведений, посвященных Амиру Темуру, созданных за прошедшие 600 лет, на европейских языках, равняется 500, а на восточных языках - 900.