Главная История Религий Ислам Возникновения суфизма

postheadericon Возникновения суфизма

Возникновения суфизма

 

Суфизм (тасаввуф) – мистико-аскетическое течение в рамках ислама.

Это учение выдвигает идею тайной связи с Богом избранных людей (ал-хасса) на интуитивном уровне. Теоретики этого течения полагали, что, в результате этой связи избранные люди, и те, кто следует их наставлениям, способны познать Бога. Более того, по версиям ряда суфийских мыслителей, избравшие мистический путь суфии, в результате ряда глубоких размышлений, специальных духовно-психологических упражнений способны раствориться в Боге (фана’), либо утвердиться в Нём навечно (бака’). Речь, разумеется, идет о духовном слиянии.

Существует множество различных мнений о происхождении термина тасаввуф и его производных (суфий, мутассаввиф). В настоящее время наиболее доказанным (и учеными мусульманского мира, и западными учеными) следует признать мнение, согласно которому этот термин образован от арабского корня с-в-ф (произносится – суф), каковое слово буквально означает «шерсть». Оно обозначало одеяние (рубище - хирка) из шерсти, носимое первыми суфиями, когда это течение формировалось в виде аскетических групп в исламском мире. Итак, термин тасаввуф (масдар пятой породы от корня суф), прилагался к тем аскетам, кто облачался в шерстяные одежды, спасающие, как гласит предание, от холода и жары странствующих суфиев.

Правда не всех аскетов, положивших начало суфизму еще не называли суфиями. К ним чаще прилагали название зуххад (ед. ч. – захид), т.е. аскеты вообще. Аскетизм фактически появился одновременно с исламом. Собственно в суфийской письменной традиции среди первых суфиев называются такие сподвижники пророка Мухаммада как Абу-д-Дарда, Абу Зарр, Хузайфа. Многие суфийские братства (в том числе и центральноазиатские) возводят цепочку своей духовной преемственности (силсила) до одного и первых четырех преемников Пророка, чаще всего до Абу Бакра Сиддика (632-634).

Однако, по мнению большинства исследователей, формирование мистико-аскетического течения в исламе относится к середине VIII – началу IX веков. В это время среди суфиев были знатоки и собиратели хадисов (мухаддисун), чтецы и ранние комментаторы Корана (курра’), ремесленники, торговцы, а также христиане, принявшие ислам. Надо сказать, что аскетическое движение стало своеобразной реакцией на начавшиеся в то время резкую социальную и имущественную дифференциацию, выделение богатых слоев в разношерстном социуме Халифата, не всегда соблюдающих предписания Пророка. Такое положение нередко становилось причиной социальной, а значит и политической нестабильности, на фоне сложной религиозной жизни в мусульманском обществе на протяжении первых двух столетий. Именно на этом фоне бедные и средние слои искали так сказать, духовную альтернативу и идеологическое выражение своим чаяниям, религиозным исканиям. Эти искания, наряду с рядом других идеолого-политических движений, приобрели также форму суфизма (как формы пассивного социально-религиозного протеста), предписывавшего в то время дистанцирование от власть придержащих, отказ от богатства, придирчивое следование предписаниям Пророка и т.п. Пассивный протест выражался также в крайнем аскетизме, развитии таких положений (составивших затем основу жизни множества суфийских братств), как таваккул (предание себя воле Бога), сабр (стойкое перенесение страданий), рида (удовлетворенность своей земной долей) и т.п. Тогда же начала формироваться ранняя ритуальная практика, повлиявшая в последующем на формирование ритуалов в суфизме (ночные бдения, дополнительные посты и молитвы и т.п).

Идейно-религиозное начало суфизму безусловно положила традиция глубокого размышления над смыслом Корана, поиск и толкование «тайного смысла» Великой Книги. Другим источником религиозно-психологических исканий суфиев следует признать своеобразную реакцию на философско-богословские течения (рационалистические в своей основе), появившиеся тогда в исламе. Речь, прежде всего, идет о философах, богословах-рационалистах (мутакаллимун). Суфии, признавая до определенной степени возможности рационального познания, утверждали, что «суть вещей и явлений» возможно познать с помощью интуитивного знания, мистических и духовных исканий, личных переживаний. И тогда Истина может «приоткрыть завесу своей Тайны» и неожидано озарить мистика познанием Тайного (кашф), пониманием высшего смысла бытия.

Поиск истины на интуитивном пути побудил суфиев обратиться к глубокому анализу тончайших движений человеческой души, личных переживаний, внутреннему познанию и «сопереживанию» религиозных истин. В этом смысле нелишне упомянуть одного из ранних авторитетов и основателей суфизма ал-Хасана ал-Басри (642–728), создавшего учение «О сердцах и помыслах» (‘илм аль-кулуб ва-л-хаватир). И дальше в призывах последователей аль-Хасан аль-Басри – Рабаха ибн ‘Амра, первой женцины-аскетки Раби‘и аль-‘Адавия, Малика ибн Динара и других, живших в Басре (VIII–IX вв.), постепенно стали появляться рассуждения и идеи о настоящей (чистой) любви к Аллаху, о желании и попытках сблизиться с Ним (речь, повторяем, идет о духовном сближении). Начиная с этого времени они придали явно мистический характер суфизму. И эти учения стали характерными особенностями суфийской идеологии.

В IX веке продолжились усилия по разработке теории и практики суфизма. Наряду со школами в Басре, такие же появились в Багдаде и Хорасане (Маламатийа). Представители этих школ, как и раньше, основное внимание уделяли внутреннему миру суфия, разработали особый (характерные для каждой школы) мистический путь (тарика) духовного очищения, самосовершенствования, избавления от мирских привязаностей, очищения мыслей ото всего, что не связано с Богом и собственно мистическим путем. Собственно Путь суфия был связан с крайне сложными психо-физическими упражнениями, духовными усилиями. Здесь суфийскими старцами (шайх; мн. ч. шуйух; перс.-тюркск. – пир, устад) были разработаны положения об особых «стоянках» (макам/макамат), связанных с определенным этапом самосовершенствования суфия, об особых духовных состояниях (хал/ахвал), в которые впадают суфии на конечных этапах Пути.

 

Похожие материалы