Главная История Религий Ислам Ислам в монгольский период.

postheadericon Ислам в монгольский период.

Ислам в монгольский период.

Монгольский период. Установление власти монголов в Центральной Азии означало переход от уже сложившегося старого к совершенно новому общественно-политическому строю – кочевому. В такой ситуации общественные отношения, сформировавшиеся в условиях политической гегемонии арабов, постепенно теряют силу. Соответственно, постепенно падает роль ханафитских улама на общественно-религиозные процессы.

Ослабление общественной роли ханафитов отражается и в научной области. Сначала прекращается вынесение фетв, затем – составление сборников фетв и оригинальных произведений, вместо авторизованных диктовок (имла) приходит простое списывание книг. Медленное угасание региональной школы фикха, продолжавшееся в ХIII–ХIV вв., привело со временем к превращению фикха из науки, учитывающей тонкие изменения в жизни общества, в схоластику.

В новых условиях в общественной жизни стала возрастать роль «сельского духовенства», харизматических шайхов, традиционно пользовавшихся сильным влиянием в среде кочевников. Со временем приходит потребность традиционализации практики новой группы улама. Наиболее удобной формой для нового содержания стало суфийское учение. Разрозненные городские слои – цеховые организации, мелкие профессиональные группы, меньшинства стали находить выражение своих интересов в общественно-религиозной деятельности новоформирующихся суфийских братств.

Факихи продолжали назначаться на должности кади, шайх ал-ислама, преподавать в медресе. Однако они были пассивны в общественном плане. Обсуждение вопросов фикха не имело прежнего общественного значения. Парадоксально, что в дальнейшем соблюдение норм фикха – шариата от властей требовали не факихи, а завоевывающие широкое общественное влияние и поддержку в городской среде суфийские шейхи.

Вышесказанное позволяет заключить, что рассмотрение деятельности и научного творчества факихов-ханафитов на фоне конкретной истории Центральной Азии может быть полезным для воссоздания социальной истории этого региона. Постепенное введение в научный оборот местных источников, считавшихся до сих пор сугубо религиозными, и их комплексное изучение позволяют взглянуть «изнутри» на историю общества Мавераннахра.

 

Похожие материалы