Главная История Религий Ислам Фикх в Центральной Азии

postheadericon Фикх в Центральной Азии

Фикх в Центральной Азии

Фикх в Центральной Азии. В этом регионе в основном развивалась ханафитская школа фикха. По ханафитскому толку наибольшим авторитетом пользуются шесть книг Мухаммада б. ал-Хасана аш-Шайбани (ум. в 805 г.), ученика Абу Ханифы, – так называемые «достоверно переданные книги» (кутуб захират ар-ривайа). Ключевые положения этих произведений позднее суммировал Абу-л-Фадл ал-Марвази в труде «ал-Кафи», к которому Шамс ад-дин ас-Сарахси (ум. в 1090 г.) составил подробный комментарий ал-Мабсут, признаваемый одним из наиболее авторитетных произведений по ханафитскому мазхабу.

С середины IХ в. в суннитском ал-фикха постепенно стала утверждаться идея о том, что только крупные правоведы прошлого имели право на ал-иджтихад, а в середине Х в. был достигнут молчаливый консенсус, в соответствии с которым появление новых толков со своей системой способов формулирования правовых решений впредь становилось невозможным. Это означало для каждого факиха необходимость следовать учению определенного мазхаба, что получило название ат-таклид. С этого времени развитие ал-фикха продолжалось в рамках признанных мазхабов.

Основные суннитские сборники по фикху имели универсальное содержание и включали следующие основные разделы: омовение, молитва, порядок погребения, закат, пост, паломничество, различные торговые сделки и обязательства, порядок распоряжения собственностью, вакфы, на­следование, брачно-семейные отношения, правонарушения различных видов, отношения мусульманских властей с немусульманами и другими государствами, судоустройство и процесс, правила ношения одежды и приема пищи и т.д.

После арабских завоеваний – в начале VIII в. в Центральной Азии образовались два крупных региона:

1) Мавераннахр (пер. с араб. «То, что за рекой»), который включил в себе уже достаточно глубоко исламизированных провинций Халифата;

2) Земли тюрков – страна «неверных», немусульман.

Во втором регионе, не находившемся под непосредственным контролем арабов, исламизация проходила по-другому, чем в Мавераннахре. Так, в условиях полной политической гегемонии арабов началась трансформация городов Центрального Мавераннахра в мусульманские.

В городах Центрального Мавераннахра в доарабское время религией правящего класса был зороастризм, хотя в условиях отсутствия централизованной власти не могло быть и речи о государственной религии.

Из городов Мавераннахра по своему политическому, экономическому и культурному значению, несомненно, выделяются два центра – Бухара и Самарканд.

Селение, расположенное в близости от современной Бухары, по сообщениям арабских географов (ал-Истахри, Ибн Хаукал, Йакут) называлось Нумиджкас. По мнению Р. Фрая, Бухара вышла на первый план среди городов своего оазиса только перед арабским нашествием, то есть в самом конце VII в.

Для расположения своих главных военных сил арабы выбрали Бухару. Этот город размещался на важном участке за Амударьей: отсюда можно было контролировать Насаф и Кеш, Хорезмский оазис и Самаркандский Согд, а до Мерва – главного арабского форпоста в провинции Хорасан было недалеко.

Возрождение суннизма в послемонгольское время происходит при тимуриде Шахрухе (1409–1447), который в 1409 г. перенес столицу государства из Самарканда в Герат. Этот процесс связан, прежде всего, с деятельностью сети медресе, в частности с медресе – ханака в Герате, построенным им в 1411 г.

Основные источники. Особый интерес для нас представляют преподаваемые сочинения по рационалистической теологии (калам) и юриспруденции (фикх). Часть теологических трудов принадлежит ханафитским авторам – «ал-Фикх ал-акбар», «ал-Васайа», «Китаб ал-‘алим ва-л-мута‘аллим», приписываемые Абу Ханифе, «Шарх ал-фикх ал-акбар» Ходжа Мухаммад Парса, «ал-Кифайа» и «ал-Бидайа» Нур ад-дина ас-Сабуни, «Табсират ал-адилла» и «ат-Тамхид ли-кава’ид ат-таухид» Абу-л-Му‘ина ан-Насафи, «ат-Тамхид фи байан ат-таухид» Абу Шукура ас-Салими ал-Кашши, «ал-‘Умда» и «ал-И‘тимад фи-л-и‘тикад» Хафиз ад-дина ‘Абд Аллаха б. Ахмада ан-Насафи. Другая часть представлена работами шафи‘итов – «Тавали‘ ал-анвар мин матали‘ ал-анзар» ‘Абд Аллаха б. ‘Умара ал-Байдави, «Китаб ал-мавакиф фи ‘илм ал-калам» Адуд ад-дина ал-Иджи, не названные труды Ибн Фурака ал-Исфахани и Абу Исхака ал-Исфара’ини.

В фикхе в послемонгольское время наблюдается тяга к составлению ёмких учебников вместо пространных научных трудов. Такими пособиями становятся «Викайат ар-ривайа» ал-Махбуби, «Шарх ал-викайа» и «ан-Нукайа» ‘Убайд Аллах б. Мас‘уд ал-Махбуби и «Фикх ал-Кайдани» Лутф Аллаха ан-Насафи, на которое Ходжа Мухаммад Парса уже успел написать комментарий. В целом, в области фуру‘ ал-фикх преобладают ханафитские труды (почти все работы представлены произведениями этого мазхаба) над сочинениями последователей Имама аш-Шафи‘и. Обратную картину можно видеть в области хадисоведения. Среди многочисленных сборников хадисов фигурируют только две работы ханафитов – «Кашф ал-асар» (Муснад Аби ханифа) ‘Абд Аллаха ас-Субазмуни и «Джами‘ ал-масанид» ал-Хваразми. Как видно из линий передатчиков (асанид, машйаха) и перечня сочинений, на формирование нового состояния высшего религиозного образования решающее влияние оказали улама этого и предыдущего поколений: специалист ханафитского и шафи‘итского права Са‘д ад-дин Мас‘уд ат-Тафтазани (ум. в 792/1390 г.), ханафитский знаток философии ас-Саййид аш-Шариф ал-Джурджани (ум. в 816/1413 г.), Шамс ад-дин ал-Джазари, ‘Адуд ад-дин ал-Иджи (ум. в 756/1353 г.), Сирадж ад-дин ‘Умар б. ‘Али ал-Казвини (ум. в 745/1344 г.), Ходжа Мухаммад Парса и др. Как показывает состав современных собраний рукописных книг, основную часть которых, как известно, составляют учебные пособия, сформировавшийся в данный период перечень изучаемых дисциплин и сочинений с незначительными изменениями сохранился почти до начала ХХ в.

Успех и долговременное влияние ханафитских улама в среде местного городского населения Мавераннахра объясняются тем, что они явились прямыми продолжателями дела раннеисламского религиозно-политического движения мурджи’итов. Известно, что в раннеисламской Бухаре арабы-завоеватели долго старались сохранить свое привилегированное положение и стремились всячески ограничивать местное население в правах. Ханафиты, как и мурджи’иты, боролись за равноправие местного городского населения в новом обществе.