Главная История Религий Буддизм Проникновение первых буддийских миссионеров в Центральную Азию.

postheadericon Проникновение первых буддийских миссионеров в Центральную Азию.

Проникновение первых буддийских миссионеров в Центральную Азию.

 

Проникновение первых буддийских миссионеров в Центральную Азию. Буддизм закрепляется в южных районах Узбекистана к началу новой эры. Проникновение буддизма из Индии в Центральную Азию обычно связывают с правлением кушанов. Во времена правления императора Канишки кушанское царство становится одним из центров этого учения. В первые века н.э. в областях, лежащих в бассейне Амударьи, буддизм считался уже господствующей религией и продержался там дольше, чем в других местах Средней Азии – до арабского завоевания.

Буддизм исповедовал кушанский царь Канишка. На его монетах наряду с другими божествами встречается изображение Будды. По сообщениям китайца Сюань-Цзяна, в начале VII в. в Термезе было около 10 буддийских монастырей (сангарама) и тысяча монахов.

После эфталитов в V–VIII вв. буддизм в Центральной Азии приходит в упадок.

Народы Средней Азии, в частности бактрийцы, внесли в искусство собственные культурные традиции.

В буддизме была создана целая система символов-образов, означающая скрытый смысл учения Будды и его жизни. Наиболее распространенным является изображение колеса или сияющего круга, символизирующие Будду и его учение.

Распространены символы быка, льва, слона, лошади, которые воспроизводят различные стадии жизненных превращений Будды (например, слон – символ Будды, вознесшегося над землей).

Изображение священного дерева Бодхи, под которым Будда произносил свои первые проповеди, также является художественно-религиозным символом буддизма. Организация архитектурного ансамбля в буддизме осуществлялась по строгим канонам и определяла место и характер рельефов, скульптур и изображений.

Еще в дореволюционное время по правобережью Амударьи находили большое количество монет, мелких скульптурных изображений и других памятников, связанных с буддизмом; часто они были сделаны из драгоценных металлов – золота и серебра (фигурки людей и животных).

Экспедиция Музея восточных культур и Средазкомстариса, проводившая в 1927 г. научное обследование Древнего Термеза, выявила там ряд греко-буддийских памятников. Работы ТАКЭ[4] установили наличие на возвышенностях Кара-тепа и Чингиз-тепа двух крупных буддийских монастырей и зарегистрировали десятки пунктов с находками каменных фрагментов греко-буддийской архитектуры и скульптуры.


Айртам и буддизм.

Среди них особое место занимает городище Айртам. Оно находится в 17 км. от Термеза и лежит на древнем пути из Термеза в припамирские страны на правом обрывистом берегу Амударьи вблизи древней переправы. Наиболее подробное упоминание об этом районе в досредневековый период встречается у китайского паломника VII в. Сюань-Цзяна. Городище состоит из возвышенного тепе, окруженного с трех сторон стенами, от которых остались оплывшие валы, и остатков окружавшего тепе поселения. Восточнее городища находятся развалины сырцового здания башенного типа, по-видимому, буддийской ступы. В 1933 г. археологом Михаилом Евгеньевичем Массоном[5] были обнаружены остатки прямоугольного в плане помещения из сырцового кирпича, а в нем – остатки статуй, каменные карнизы, архитектурные детали, каменный реликварий. Найдены были каменные плиты скульптурного фриза с фигурками музыкантов и гениев, приносящих дары. Археологи считают это здание буддийским монастырем, который мог включать в себя, кроме помещения культового характера (таких могло быть несколько), общежития для монахов и целый ряд служебных помещений, таких, как кухня, кладовые.


Монастырское поселение Айртама было основано, по всей вероятности, членами какой-то буддийской общины, выходцами из Индии. Из существовавших на территории монастырского поселения в Айртаме ремесленных производств выявлены керамическое производство, выработка металлических изделий, производство каменной посуды, обработка архитектурных деталей из мергелистого известняка. Из предметов культа на Айртаме найдены: глиняная пятиярусная чайтья, символизирующая собой дерево, под которым получил просветление Будда, и обычно находящаяся на крыше ритуального сосуда – реликвария или служившая навершием ступы; фрагмент каменного горельефа с изображением юноши, повидимому, донатора, держащего в руке диск с изображением пальметты; глиняные головки баранов – излюбленные у буддистов изображения, связанные с воспоминаниями о детских играх бодхисатвы; глиняные столики – подставки для ритуальных предметов, на них ставились буддийские статуэтки-образки, изображающие сидящего Будду. Найдены также сосуды культового назначения: шаровидные кувшинчики с боковыми носиками, кувшинчики типа энсхой, служившие, очевидно, для возлияния и ритуальных омовений, чаши-курильницы. Некоторые из орнаментальных мотивов являются изображением традиционных символов, связанных с обожествлением сил природы: изображения священного дерева, небесных светил (солнца и звезд), символы, связанные с буддизмом, – изображение ступни Будды на одном из глиняных черепков.

В интерьерах святилища использованы горельефные композиции в виде фриза, венчающего гладкие стены. Сюжет фриза расшифровывает содержание джатак. Он связан с «Паринивана-джатакой» – сказанием о «Великой кончине». Согласно преданию, в момент успокоения Будды Гаутамы небесные духи во время траурных обрядов, скорбя, роняли на землю цветы. Расположение фриза на высоте помещения, предшествующего святилищу где стояла статуя Будды и реликварий якобы с его прахом, передает идею небесной выси, где божества творят обряд.

По-видимому, перед самым арабским завоеванием монастырь пришел в полное запустение то ли вследствие землетрясения, то ли от недостатка воды.

Ныне в залах Музея истории Узбекистана в г. Ташкенте можно полюбоваться мастерски выполненной копией[6] и отдельными фрагментами знаменитого Айртамского фриза – части архитектурного декора, некогда украшавшего буддийское святилище.

На плитах белого известняка вырезаны человеческие фигурки, в основном женщин, играющих на различных музыкальных инструментах – лютне, флейте, арфе и др. или подносящих гирлянды цветов, плоды и сосуды. По мнению ученых, в изображениях запечатлены участницы культовых шествий, устраивавшихся в дни празднеств.


Кара-тепа и буддизм.

Самый большой буддийский культовый центр на бугре, известном под названием Кара-тепа, располагался в пригороде под защитой внешней ограды Термеза кушанской поры.

Регулярное исследование было начато в 1961 г. экспедицией под руководством московского археолога Б.Я.Ставиского. Три яруса помещений Кара-тепа высечены в отложениях песчаника. Три части основного комплекса вытянуты почти правильно с запада на восток. Ступа вынесена в специальный двор. Пещерные помещения Кара-тепа, расположенные в форме каре, были размещены очень рационально, с учетом жаркого климата. Летом здесь можно было отдохнуть от зноя, а зимой при закрытых дверях было тепло. Выходы из пещер были направлены в восточную сторону, что предохраняло их от юго-восточного ветра-афганца. Стены пещер были побелены и украшены росписями.

Об устойчивом влиянии древних верований в эпоху распространения буддизма свидетельствует изображение Будды, сидящего в двойном окружении языков пламени. Процарапанная рядом бактрийская надпись датируется IV–V вв. и содержит слово «буддамазда».


Фаяз-тепа и буддизм.

В восьмидесяти метрах к востоку от Кара-тепа ташкентский археолог Л.И. Альбаум открыл храмово-монастырский комплекс Фаяз-тепа, раскопки которого были начаты им в 1963 году. Фаяз-тепа представлял прямоугольное в плане здание и стоявшую отдельно ступу. Здание членилось на три примерно равные части с внутренним двором в каждой из них. Одна часть, собственно монастырская, включала жилые комнаты монашеского общежития и вспомогательные помещения. Другая – трапезные, кухни, лепешечные. Третья, центральная, носила храмовый характер. Стены сложены из сырцового кирпича и пахсы, покрыты глиняно-саманной штукатуркой и побелены.

Храм имел прямоугольный двор, по периметру которого были расположены 19 помещений с выходами во двор. Вдоль всех четырех стен двора проходит суфа, ранее перекрытая айваном, который поддерживался колоннами, покоящимися на базах из мергелистого известняка. Стены двора были покрыты росписями. В частности, на юго-западной стене, в центре которой находится святилище, был нарисован Будда в нимбе; вокруг расположены небольшие фигурки будд. Стены святилища также покрыты росписями. На одной из стен были изображены две стоящие фигуры Будды, по обеим сторонам каждого нарисованы две женские фигуры. На противоположной стене изображены мужские фигуры дароносцев, имеются и другие сюжетные сцены. Помимо большой ценности росписей, живописные изображения Будд являются одними из самых древних в мире. Они датируются I–II вв. н.э.

В святилище находилась также скульптура из глины, алебастра и камня, почти вся она была раскрашена и покрыта позолотой. Особый интерес представляет скульптурная группа – триада, состоящая из Будды, сидящего под священным деревом бодхи, и двух стоящих по обеим сторонам от него монахов. Все это включено в килевидную арку, опирающуюся на коринфские колонны. Вся сцена, вырезанная из единой глыбы известняка, была покрыта позолотой. В одной из хозяйственных комнат сидел гончар, который изготовлял по заказу посетителей даримые храму сосуды. Тут же находились люди, писавшие на сосудах тушью дарственные надписи. Сосуды обжигались в гончарной печи (ее обнаружили в 100 м. от храма). Сосуды в большинстве также орнаментировались с помощью штампов, которые связываются с буддийской символикой: ступня Будды, «елочка» – дерево бодхи, различные варианты «колеса Закона» и т.п. Надписи сделаны бактрийским и согдийским письмом, кхарошти, брахми, санскрит (древнеиндийские письмена) и неизвестным письмом. Видимо, в храм приезжали паломники, купцы из разных стран, которые или привозили в дар храму сосуды, или заказывали их на месте. Сосуды разбивали, а черепки их раскидывали на полу.

Раскопками выявлены две ступы. Первоначальная размером 3x3 м. была сооружена в I в. до н.э. Затем при постройке Вихары в конце I в. н.э. (при Канишке) она была включена в полость второй, более мощной ступы, высотой около 10 м. и длиной по фасаду около 25 м. В III в. вторгшиеся в пределы Кушанского царства войска сасанидского Ирана разрушают буддийские храмы, в том числе и Фаяз-тепа. Завоеватели вывозят все золотые вещи, разрушают скульптуру.

При сравнении Фаяз-тепа с Кара-тепа можно отметить следующее. Фаяз-тепа был возведен на ровном открытом участке по четкому единому плану. Кара-тепа сооружался в виде отдельных комплексов на высоком холме, возвышавшемся над пригородом кушанского Термеза и видимом издалека.

Фаяз-тепа был компактным загородным монастырем, удовлетворявшим требованиям небольшой буддийской монашеской общины в жилье, пропитании, общении и исполнении необходимых ритуалов. На Кара-тепа разместился крупный культовый центр с разбросанными на большой площади отдельными буддийскими комплексами, включавшими наземные и пещерные помещения, располагавшиеся на разных уровнях, а в ряде случаев и в два яруса. Каждое из помещений представляло храмовый двор с айванами по краям и пониженной центральной площадкой. По мнению исследователей, Кара-тепа – это буддийский храм не только для монашеской общины, но и для буддистов-мирян, жителей Термеза, его округи и иногородних посетителей.

На городище старого Термеза имеются также остатки буддийской ступы, известной под названием башни Зурмала. Ступа представляла собой трехъярусное ступенчатое сооружение из сырцового кирпича, увенчанное отлогим куполом. Стены были облицованы мергелистым известняком, впоследствии разрушенным.

Дальверзин-тепа (Шурчинский район Сурхандарьинской области). Научный мир узнал о Дальверзин-тепа в 1962 г., когда экспедиция Института искусствознания им. Хамзы приступила здесь к раскопкам. Были найдены загородное буддийское святилище, винодельня и погребальное сооружение – наус, а на территории города вскрыты остатки домов керамиста, ремесленника и богатого вельможи, знаменитый золотой клад и шахматные фигурки из слоновой кости.

Впервые на территории Средней Азии были обнаружены хорошо сохранившееся изображение Будды, выполненное в глине, множество других скульптур, украшений, предметов культа и монет, которые оказались сосредоточенными в одном из центральных помещений буддийского храма конца второго-начала третьего столетия.

Обследование храма было начато в 1983 г. Довольно хорошо сохранилась великолепно выполненная статуя Будды: складки одежды, ноги, которые стоят на твердом основании, выложенном из кирпича. Все это окрашено в яркий красный цвет. Волосы Будды в основе черные, но сверху красные. Такой же краской оконтурены брови и зрачки.

Когда были расширены раскопки, то в нише оказалась замурованная статуя бодхисатвы – персонажа буддийской религии, выполненная из глины и окрашенная в розовый цвет. Черные волосы схвачены двумя рядами повязки с украшениями в виде медальонов. Вокруг шеи ожерелье, левая рука согнута и прижата к животу.

Примечательна и пока загадочна деталь: на лбу бодхисатвы родинка-урна, замазанная алебастром. Когда ее вскрыли, то внутри обнаружили миниатюрное золотое украшение с припаянной петлей. В других помещениях найдено большое количество фрагментов статуэток, украшений, большинство из которых покрыто тонким листовым золотом. Найдены куски живописи с изображением Будды, множество керамических изделий, в том числе светильников, остатков остраконов-кувшинов, на стенках которых сохранились надписи на древнегреческом и индийском письме брахми. Постройка храма датируется III в.

Кува и буддизм.

 

В 1957 г. на развалинах города Кувы в Ферганской долине были обнаружены остатки буддийского храма с замечательными образцами архитектуры, скульптуры Найденные материалы говорят о том, что буддийская религия в VII в. была распространена в Фергане, тогда как в других районах Средней Азии господствовал зороастризм (одна из его разновидностей, впитавшей местные культы). Наиболее интересны обнаруженные здесь скульптурные изображения богов, защитников веры – антиподов Будды. Своим устрашающим видом они призваны были отпугивать людей от земных страстей и греха, вызывать отвращение у верующих.

Буддийское святилище было открыто в ходе археологических раскопок Института археологии АН Узбекистана в 1974 г. на Зар-тепа. Здесь были найдены позолоченная статуя Будды и два бронзовых светильника.

Примером мелкопластической скульптуры является буддийский терракотовый образок из Караул-тепа Сурхандарьинской области, датируемый VIII в. н.э. На подковообразной плитке рельефное изображение Будды в канонизированной позе нирваны, сидящего со скрещенными ногами. Памятник хранится в Музее истории Узбекистана.