Главная История Религий Манихейство Манихейство в Центральной Азии.

postheadericon Манихейство в Центральной Азии.

Манихейство в Центральной Азии.

 

Манихейство в Центральной Азии. Территорией первоначального распространения манихейства стали земли, расположённые к востоку от Ирана, земли бывшей Парфии, а также Центральная Азия. К VIII–IX векам именно через эти территории манихейство распространилась по Восточному Туркестану и Восточной Азии.

Многочисленные письменные памятники на уйгурском, тюркском, согдийском и парфянском языках свидетельствуют о том, что манихейство распространилось вдоль Великого Шёлкового пути и стала мировой религией.

Манихейство было распространено не только в Сасанидском государстве, но и на территории Кушанской империи. Об этом свидетельствуют множество исторических письменных источников. В Центральной Азии эта религия просуществовала с III по XV века нашей эры. О судьбе этой религии наш знаменитый соотечественник и выдающийся энциклопедист Абу Райхан Беруни пишет следующее: «В исламских городах приверженцев религии Мани было так много, что их невозможно было сосчитать. А за пределами мусульманского государства, большинство восточных тюрков, а также населения Китая, Тибета, некоторые индусы исповедовали манихейство».

Крупными центрами манихейства в Центральной Азии являлись Мерв и Самарканд, роль этих городов в распространении этой религии на востоке была огромной.

Научные исследования показывают, что при жизни Мани его последователи побывали в Мерве и на границах Кушанской империи. Первым пропагандистом манихейства на Востоке считается Мар Аммо. В Восточном Туркестане были найдены два документа, касающихся манихейства. Они свидетельствуют о том, что Мани сильно мечтал распространить своё учение на Востоке. Именно с такой целью он и посылал своих миссионеров в разные восточные государства. В одном из этих документов говорится, что многие миссионеры были отправлены из Мерва в Замм (ныне недалеко от Туркменабада). В другом же документе говорится, что Мани лично направил Мар Аммо в Хоросан, к границам Кушана для распространения своего учения. Согласно этому документу, в ходе путешествия в Хоросан перед Мар Аммо, появляется божественная дева Баг Ард (дух границ Хоросана), которая не хочет пропускать Мар Аммо. Однако после длительных переговоров перед ним открываются все врата Хоросана.

В первом из данных документов речь идёт о деятельности манихейских миссионеров в Согде. Вероятно, в Восточный Туркестан манихейство пришло с помощью этих миссионеров. Второй документ даёт также информацию о Бактрии в III–IV веках и положение манихейства в ней.

Известно из ряда письменных памятников манихейства, что в Парфии, манихейцы и буддисты, проживавшие в Иране и на границах Индии, были в тесных контактах между собой. К VI веку, распространённые в Балхе и вокруг него манихейские общины, просуществовали уже около столетия. На основании этого, можно утверждать, что в VI веке в Балхе существовали манихейские общества. Однако эти документы не дают исчерпывающую информацию о существовании таких общин в Кушанской Бактрии, но и не отрицают предположений о том, что в этот период на территории Кушанской империи функционировали манихейские общины.