Главная История Религий Зороастризм Зороастрийские этико-философские основы

postheadericon Зороастрийские этико-философские основы

Этико-философские основы зороастризма.

Зороастрийская этика предполагает известную борьбу между добром и злом, истиной и ложью, светом и тьмой. Главная цель созидания Ахура Мазды направлена на помощь в борьбе добра против зла. Это, прежде всего, осознанная активная деятельность праведных в космической борьбе за идеал доброго мира и его благополучия. Итог борьбы зависит от самого человека. Он должен сделать выбор между Истиной и Ложью, брать на себя ответственность за благополучие доброго мира. Смысл деятельности правоверного – ашавана, члена зороастрийской общины определяется этической триадой: хумата – «добрая мысль», хухта – «доброе слово», хваришта – «доброе дело». Эти три правила поведения противопоставляются триаде неверных – дуругвантов: душмата – «злая мысль», дужухта – «злословие», дужваршта – «злые дела».

В числе добродетелей зороастризм придает особое значение созидательному труду правоверных. Это занятие земледелием, бережное отношение к скоту: «Корень веры маздаяснийцев – хлебопашество. Кто возделывает хлеб, тот возделывает Правду, тот движет вперед веру Ахура Мазды, тот питает веру».

Особо почитаемым животным является собака, охраняющая стадо и дом правоверных. Собака по Видевдату чуть ли не приравнивается к человеку в правовом отношении. За убиение собаки, за причиненное увечье и т.д. наказания устанавливались строгие. В свою очередь, за членовредительство по отношению к человеку со стороны собак также предусматривались соответствую­щие наказания, к примеру, отрезать правое ухо, или левое и др.

Зороастризм также предусматривает и регулирует обычные общечеловеческие добродетели, как честность, щедрость, чистоплотность, супружеская верность, воспитание детей и т.д.

Своеобразна и многопланова обрядность в зороастризме. Например, в ритуале присутствует три жертвенных предмета: Хаума, священный напиток, взбадривающий действия, с целью полной мобилизации духа человека на обряд - молитву, возделыванию выпечку драунах (хлеб, лепешка) и мйазда (майиз-сушеные или свежие фрукты). Некоторые авторы полагают, что мйазда нечто мясное.

Зороастрийские служители религии это специализированные персоны руководящие и обслуживающие процессы ритуалов. Последние отправлялись в храмы огня, при этом огонь является центром ритуального обращения, через посредство которого бог «принимал» моления общинников. Храмы в древности были под открытым небом, на естественных возвышениях или искусственных холмах. Позже стали строится специальные оташкада - «дома огня». Главный жрец носил титул заутар. Это сродни имаму в исламе. В Авесте есть такой пассаж, где говорится о том, что заутар начинает читать молитвы вслух, знающие повторяют за ним, а незнающие следуют за заутаром. Это очень напоминает правило иктида’ в исламских обрядах. Дело в том, что авестийские тексты сохранили священное слово откровения Ахура Мазды и должны были произноситься четко и ясно, как требовала святость божьего слова. Это было доступно не всем, так как языки менялись, религия получила распространение в иноязычных средах и т.д. После заутара в обряде стояли хванана – специалисты по растиранию растения хаомы, затем фрабэрэтар (подносчики культового напитка). Специалисту атравахш («следящий за огнем») отводилось особо почетное место. В процессе культовых мероприятий обязательным предметом считается барсман – это пучок прутьев, который держат в руках молящиеся. Считалось, что духи и боги якобы садятся на этот предмет и присутствуют во время ритуала.

Зороастризм устанавливал шесть праздников в году, каждый по пять дней. Особое место имел праздник гоханвар – последняя пятидневка года сверх 12 месяцев, по тридцать дней каждый. Остаток года сверх 360 дней праздновался в сопровождении веселья, религиозных ритуалов. Тем самым выражалась надежда на благополучный новый год – Навруз.

Сутки по зороастризму делятся на пять частей – рату («установленный божественный порядок»), хавани (от зари до полудня), рапитвина (от полудня до 3-4-х часов дня), узаййарина (до вечернего сумерка), авиструтрима (до полуночи), ушахина (от полуночи и до зари). Эти названия отрезков суток также персонифицированы как божества и каждому соответствовало богослужение – пятикратная молитва в день.

Правоверные зороастрийцы должны были надевать специальную одежду, особенно во время религиозных ритуалов. Это рубашка – стахр пайсанха – расписанная звездами ритуальная одежда и авйанхана – пояс, сотканный из ниток.

Зороастрийские погребальные обряды были и остаются предметом многих исследований. Так как труп считался нечистью, то самое главное правило погребального обряда – избегать осквернения трупом четыреех священных элементов жизни: землю, огонь, воду и воздух. Это требовало особых правил погребения умерших. Строились дахма – специальные строения для выставления трупов и для очищения костей от мягкой ткани. Затем кости собирались и складывались в керамические гробы с крышками, которые назывались оссуариями или астодонами, т.е. хранилищами костей. Такие сосуды очень часто находятся в ходе археологических раскопок.

Зороастрийские элементы обрядов, реликты многочисленных обычаев, сохранились в быту узбеков, таджиков, туркмен и других народов Средней Азии, предки которых создавали эту мировую религию древнего мира.

Ныне зороастризм является традиционной религией Мазда Яснийских общин парсов в Индии, ушедших из родных мест под натиском гебров и затем мусульман в Иране. Зороастрийская община в сегодняшнем мире насчитывает более 200 тыс. верующих, которые живут кроме Ирана и Индии (Бомбей, Гужарат) в Канаде, США, Англии, Шри-Ланке, Австралии и других странах.