postheadericon Мавзолей рода Абди .

 Мавзолей рода Абди.В Самарканде имеются два почитаемых места, связанных с погребением исламских законоведов из арабского рода Абди, восходящего к Халифу Усману. Это мавзолей Абди-Дарун и Абди-Бирун. Первый располагается внутри городской стены, а второй вне её. Абди-Бирун- мавзолей XVIIв. Построенный известным сановником Надиром Диван-беги на мазаре Ходжа Абди, считающегося одним из первых проповедников ислама в Самарканде. Абде-Дарун мавзолей его потомка Ходжи Абдал-Маз ад-Дина, который в IXв. Был самаркандским казием. Основа мавзолея может быть отнесена к XIIв. В XVв. К мавзолею было пристроено помещение для молитв, обращенное во двор со бассейном.


АБДИ-ДАРУН.

 Мавзолей рода Абди.Культово-мемориальный ансамбль. Сформировался на кладбище у могилы арабского законоведа IX в. Абд-ал Мазеддина. Его мавзолей с шатровым куполом в своей основе, возможно, относится к ХП в. Впереди него в первой половине XV в. была возведена зиаратхана (или ханака), обращенная во двор со старинным хаузом. Это здание портально-купольной композиции; на его портале и барабане наружного купола (скуфья не сохранилась) - гирнхн и надписи, выложенные из глазурованных кирпичей. С двух сторон двора, вероятно на древних фундаментах, расположены постройки 1908— 1909 гг., созданные самаркандскими мастерами строительного дела и декора - усто Абдукадыр-Ходжой, Сиддиком, Адузахидом, Абдугани, Хасан- ханом. Это худжры, бытовые помещения, мечеть с зимним отделом и Гоб разным летним айваном на деревянных колоннах. В декоре стен мечети применен резной ганч (цветочно-растительных мотивов) с окраской фона, в декоре потолка - росписи самаркандского стиля. Тогда же были возведены ворота (дарбаза), от которых к ансамблю ведет огороженная дорожка. Мавзолей окружают фамильные дахмы XV в., облицованные тесаными и глазурованными кирпичами. На прилежащем кладбище находятся мраморные намогильники ХУ-ХУП вв. с эпиграфической и стилизованно-растительной резьбой

Автор Пугаченкова.