postheadericon Мавзолей Кусам ибн Аббас.

Мавзолей Кусам ибн Аббас.

 Мавзолей Кусам ибн Аббас.

На надгробии Куссама написаны следующие стихи из карана: «Тех, которые убиты на пути аллаха, не считайте мертвыми; нет они живы...» Можно предполагать, что в этой цитате и заключается разгадка данного похороненному здесь лицу прозвища «Шах-и Зинда», так как по некоторым известиям Куссам погиб в борьбе за веру. Весьма вероятно, что здесь еще до ислама находилась чья-нибудь могила, почитавшаяся местным населением, и что культ этой могилы перенесен на мусульманского святого. Уже в XII веке около могилы Куссама хоронили лиц, пользовавшихся особым уважением. Впервые подробное описание мавзолея Куссама дает арабский путешественник Ибн-Баттута, посетивший Самарканд в 30-х годах XIV века и причисливший его «к самым большим, благоустроенным и красивым городам». Из его описания мавзолея Куссама, постройку которого он относит к домонгольскому периоду, видно, что здание в то время по своему убранству значительно превосходило современный мавзолей.

Мавзолей Куссама примыкает к так называемой «малой мечети» (зиарат-хана), датированной 735 годам хиджры (1334—1335 годы), и является наиболее старым зданием в Самарканде. Зиарат-хана отделена от мавзолея деревянной решеткой с искусной резьбой. Мавзолей Куссама не датирован. Однако ку¬пол мавзолея и зиарат-ханы опирался на одну и ту же стену. Поэтому можно предполагать, что обе постройки возведены одновременно, то есть в первой половине XIV века.

К тому же времени, вероятно, (относится и надгробие Куссама, являющееся в художественном отношении лучшим из изразцовых надгробий Средней Азии. Оно состоит из четырех последовательно уменьшающихся ярусов и украшено изразцовыми плитами, в которых преобладают яркие цвета: синий, голубой, желтый и белый; есть и зеленый тон; бросается в глаза обилие золота. На боковых поверхностях третьего и четвертого ярусов надгробия начертаны золотом гита ты из карана. На боковых Верхних поверхностях указано, что здесь погребен Куссам, сын Аббаса. Имеется и дата смерти: 57 год хиджры (676—677 годы). С 1959 года здесь ведутся большие работы по историко-архитектурному и археологическому изучению мавзолея.

Мавзолей Кусам ибн Аббас.


 Мавзолей Кусам ибн Аббас.Основу мавзолей Кусам ибн Аббас составляют строения XI в. Это прежде всего небольшая усыпальница, перекрытая куполом. Почти половину её площади занимает появившиеся здесь в 80-х гг. XIVв.при Амире Темуре ступенчатая керамическое надгробие, на третьей ступени которого приведена цитата из Корана, обосновывающая названия мемориала «И никак не считай мертвыми тех, которые убиты на пути Аллаха. Нет они живы!» Рядом с усыпальницей находится просторное поминальное помещения с мирхабом в западной стене. Под ним – помещения для уединенной сорокадневной молитвы. У входа в мемориал расположен небольшой минарет XIв.

Мавзолей Кусам ибн Аббас.


 Ядром, от которого разрослась Шахи-Зинда, является ГУРХАНА КУСАМ А ИБН-АББАСА (ХII в.?), подвергавшаяся неоднократным ремонтам. В ней - расписная панель и великолепное четырехступенчатое надгробие [178], облицованное многоцветной с позолотой рельефной майоликой.

Автор Пугаченкова.