postheadericon Мавзолей Шахи-Зинда.

 Мавзолей Шахи-Зинда.

Мавзолей Шахи-Зинда.Мавзолей-восьмигранник, третий с правой стороны, относится по технике облицовки ко времени Улугбека. Мавзолей реставрирован в 1957 году. Археологическими вскрытиями обнаружено несколько надгробий; надписей нет. Далее мавзолеи сохранились только на западной стороне коридора; между ними когда-то стояли такие же мавзолеи, от которых остались лишь фундаменты, скрытые под слоем могил.

Как показали исследования, бесследно исчезли с поверхности земли несколько мавзолеев. Время их постройки и имена захороненных в них лиц неизвестны. К северу от мавзолея Шади-Мульк-ака, по левую сторону коридора, расположен ранее неизвестный мавзолей (№ 1). Теперь прочитано имя строителя мавзолея — Усто Али из Несефа, то есть из Карши, уроженец Узбекистана. По характеру декора постройка условно датируется концом XIV в. Главный портал и интерьер мавзолея отделаны майоликой. Остальные фасады облицованы терракотовыми плитами.

 Мавзолей Шахи-Зинда.В течение 1960—1961 годов здесь проведены подготовительные археологические исследования под руководством археолога Н. Б. Немцовой. Был вскрыт под полом склеп. Пол склепа завален мусором. Никаких скелетов пока не обнаружено. Вскрыта панель. Вокруг здания прорыт коридор.

На втором, ранее безымянном мавзолее, датируемом концом XIV века, прочитаны сло¬ва «Улуг-Султан-Бегим», что значит «великая княжна». Принадлежность мавзолея исторически достоверному лицу не установлена. Уцелел только один портал с майоликовой облицовкой. В течение 1961—1962 годов были закреплены остатки портала с сохранившейся на нем майоликовой облицовкой. Тогда же здесь были произведены археологические раскопки. При вскрытии мавзолея скелета не оказалось. Установлено, что на месте этого мавзолея существовал мавзолей XII века. На этом месте был сделан шурф почти до материка. Выяснилось, что в Х в. здесь были жилые постройки. Установлено, что между мавзолеями Усто Али и Улуг-Султан-Бегим не было никаких мавзолеев. Между мавзолеем Улуг-Султан- Бегим и неизвестным мавзолеем № 3 (в литературе его именуют мавзолеем эмира Бурундука) были вскрыты в 1960 году остатки портала мавзолея, датируемого концом XI— XII веков.

 Мавзолей Шахи-Зинда.По левую же сторону коридора находится мавзолей жены Тимура — Туман-ака, имевшей ханаку (обитель дервишей), построенную ею при жизни Тимура против ворот, ведущих в мавзолей Куссама. Здание ханаки было воздвигнуто также в XIV веке, и в нем останавливался Тимур в 1399 году после возвращения из индийского похода.

В конце коридора расположен небольшой дворик, куда выходят порталы наиболее старых мавзолеев всей группы Шах-и Зинда. Мавзолей Ходжа Ахмада, расположенный поперек коридора, относится к началу XIV века. От мавзолея сохранился только портал. В 1961—1962 годах произведена перекладка портала и внешняя облицовка мавзолея.

 Мавзолей Шахи-Зинда.Рядом с мавзолеем Ходжа Ахмада с правой стороны расположен неизвестный мавзолей 762 года хиджры (1360—1361 годы). Автор «Самарии» Абу-Тахир Ходжа называет его усыпальницей жены Тимура — Кутлуг-ака, что, однако, противоречит сохранившейся части надписи, где значится: «...которую сохранил господь в целомудрии постройка здания окончена 13 дня месяца сафара 762 г.» (то есть 23 декабря 1360 года). Его купол и внутренняя часть сплошь облицованы поливной цветной терракотой. Мавзолей полностью реставрирован в 1962 году. Оба мавзолея относятся к дотимуровскому времени. На этих архитектурных памятниках встречаются поливной кирпич, расписная майолика и рельефные поливные изразцы мозаика же появилась лишь в тимуровское время.

С левой стороны от мавзолея Ходжа Ахмада расположен мавзолей 808 года хиджры (1405—1406 годы). Он украшен наборной изразцовой мозаикой тонкой работы. В 20-х годах здесь была укреплена мозаика облицовки, отремонтирован наружный купол и его верхняя настилка. Под аркой, отделяющей дворик от основного коридора, на правой стороне имеется двухстворчатая дверь из карагача, покрытая прекрасной резьбой с инкрустацией, относящаяся к 801 году хиджры (1398—1399 годы). Дверь ведет в большую мечеть, где ведутся археологические работы.

 Мавзолей Шахи-Зинда.Архитектурный ансамбль Шах-и Зинда, состоящий из ряда мечетей и мавзолеев, является настоящим музеем глазурованных декораций XIV—XV веков. Здесь встречаются и поливная резная терракота, и расписная майолика, и прекрасные образцы наборной мозаики, и крупные мозаики из поливных кирпичей. По тонкости, изяществу и разнообразию форм ни один архитектурный памятник Самарканда не может сравниться с мавзолеями Шах-и Зинда.

Мавзолей Туглу-Текин и Амира-Заде.
Рядом женским темуридским мавзолеями один из приближённых Темура амир Хусейн построил мавзолей своей матери Туглун-Текин. Его кубообразное основания увенчено вытянутым заостренным куполом. В керамических облицовках портала в равной мере применены резная поливная терракота и расписная майолика. Здесь же, у края древней стены, был размещен и мавзолей Амир-заде- кубическое здание с высоким порталом, также увенчанное рубчаты куполом. Резной поливной терракоты здесь мало, преобладает майолика разнообразных видов. На сторонах мавзолея имеются три стрельчатые ниши. Над подкупольным восьмигранником введен дополнительный арочный пояс.

МАВЗОЛЕЙ ШИРИН-БИКА-АКА
принадлежит иранскому стилистическому кругу. Его купол приподнят на барабане с окнами, благодаря которым в интерьере много света здесь царит белый фон с легкими росписями: на куполе-орнаментальными, на стенах также и пейзажными. Портал покрыт многоцветными кашинными мозаиками с преобладанием сапфирово-синего тона.


 Рядом высится 
МАВЗОЛЕЙ ВОСЬМИГРАННИК
(1-я треть XV в.) в виде ротонды со сквозными арками . Он имеет сдержанный декор: снаружи кирпичную и кашинную мозаику, внутри на куполе роспись синим по белому. При раскопках вблизи Восьмигранника обнаружены изразцовые надгробия какогото несохранившегося мавзолея. По левую сторону дорожки, за мавзолеем Шади-Мульк, следует почти сплошная застройка: раскопки раскрыли здесь остатки древ¬них мавзолеев, склепы, богатые майоликовые надгробия.

 Мавзолей Шахи-Зинда.Тут высятся два мавзолея 70-80-х гг. XIV в. 
МАВЗОЛЕЙ БЕЗЫМЯННЫЙ-1
имеет портально-купольную композицию. Облицовки его портала и интерьера , исполненные мастером усто Али Несефи, состоят из майолик с преобладанием цветочно-растительного и эпиграфического орнамента.


От
МАВЗОЛЕЯ БЕЗЫМЯННЫЙ-2
дошел лишь портал, покрытый плитками с подглазурной и надглазурной росписью и с позолотой. За этим мавзолеем раскопки вскрыли цоколь предполагаемого МЕДРЕСЕ ТАМГАЧ-БОГРАХАНА (XI в.).

Далее на левой стороне расположен
МАВЗОЛЕЙ ЭМИРА БУРУНДУКА
(80-е гг. XIV в.). Основной объем сильных пропорций завершен восьмигранным барабаном несохранившегося внешнего купола в облицовках использованы орнаментальные наборы глазурованных кирпичей и плитки рельефной майолики.


Замыкает ансамбль верхняя группа памятников, которую объединяют внутренний
ДВОРИК и ВЕРХНИЙ ЧАРТАК
(ок. 1405 г.). находится
ЗИАРАТ ХАНА
(1334 г.) . Ее подкупольную конструкцию и купол покрывает резная поливная терракота. На одной из стен под поздними штукатурками расчищена первоначальная цветочно-растительная роспись, на противоположной стене имеется обращенная в гурхану сложноузорчатая решетка- панджара. К зиаратхане примыкает ПОМИНАЛЬНАЯ МЕЧЕТЬ (середине.). Трехкратно расчлененное пространство ее перекрыто куполами на щитовидных парусах. В облицовку михраба и панелей мечети и зиаратханы введены кашинные мозаики и плитки «в шашку». К мечети ведет коридор, при входе в который из чартака навешена дверь (1404/05 г.) работы Юсуфа Ширази. Ее створы покрыты глубокой трехслойной резьбой растительного и эпиграфического орнамента. ДВОРИК ВЕРХНЕЙ ГРУППЫ оформляют порталы трех усыпальниц, две из которых выполнены мастерами единой самаркандской мастерской.

Это замыкающий ансамбль
МАВЗОЛЕЙ ХОДЖА АХМАДА
(60-е гг. XIV в., мастер Фахри Али) и рядом БЕЗЫМЯННЫЙ МАВЗОЛЕЙ 1360/61 г. некой знатной девицы В декоре обоих господствует резная поливная терракота со сложным орнаментом геометрического, растительного и эпиграфического характера при преобладании голубой тональности.


 Мавзолей Шахи ЗиндаНапротив Безымянного мавзолея 1360/61 г. высятся стройный 
МАВЗОЛЕЙ И ПОМИНАЛЬНАЯ МЕЧЕТЬ ТУМАН-АКА
(1405 г.). Портал мавзолея, его интерьер, купол на высоком барабане имеют очень стройные пропорции. Фасад облицован звучной по тону резной кашинной мозаикой, преимущественно стилизованно-растительного и эпиграфического характера. Надписи исполнил мастер Шейх Мухаммед ибн Хаджи Бандгир ат-Тугра Табризи. В интерьере мавзолея сохранились росписи синим по белому с красными вкраплениями: отвлеченный орнамент и стилизованные пейзажи. К западу от этой группы раскопками вскрыты цоколи разрушенных строений XV в.

Автор Пугаченкова.

 

Похожие материалы