postheadericon Медресе Тиля-кари.

Медресе Тиля-кари. 

Тиля кариС XIVв. Центральной площадью нового Самарканда стал, Регистан в переводе «песчаное место». Ранее здесь протекал канал и образовались наносы песка и ила. К Регистану радиально сходились шесть главных улиц города. Если при Темуре площадь была торгово-ремесленным центром, то при Улугбеке она становилась духовным центром города. Здесь Улугбек построил величественное медресе, а на против суфийскую ханаку с огромным куполом. В XVIIв. старые сооружения Регистана пришли в упадок, и правитель Самарканда Ялангтуш-бий взамен ханаки Улугбека возвел медресе Шер-Дор, а затем строит на месте караван-сарая медресе Тилля-Кари. 



Медресе Тиля-кари.



К середине XVIIв. Соборная мечеть Биби-ханым лежала в развалинах, и в центре Самарканда было необходимо новая большая мечеть. Ялангтуш-бий решил построить такую мечеть на Регистане, где она выполняла бы также роль медресе. Сооружения медресе длилось почти двадцать лет и было закончено в 1660г.

Маштабы золочения поверхности купола, стен, михраба медресе превзошли все известные архитектурные строения Средней Азии. Благодаря этому , медресе и получило названия Тилля-Кари(покрытое золотом) Купол мечети оставался недостроенным и был возведен только в XXв. При реставрации медресе. Тогдаже была восстановлена утраченная облицовка. МЕДРЕСЕ ТИЛЛЯ-КАРИ (1641-1660 гг.) была возведена взамен караван- сарая XV в. с частичным использова¬нием его фундаментов и стен. Здание соединяло функции медресе и соборной мечети города. Многостолпная галерея МЕЧЕТИ с высоким купольным залом в центре обращена аркадой и порталом в обширный двор, который обведен худжрами. Наружный купол на цилиндрическом барабане в центре мечети не был завершен - его голубая скуфья возведена уже в наше время. Близ ниши михраба установлен высокий мраморный мин- бар. В мозаичном декоре этого памятника царит желтозеленая гамма, характерная для поры упадка гончарного мастерства. Но в интерьере мечети - роскошь цветочно- растительного орнамента, исполненного в технике кундаль, с обильной позолотой (Тилля-Кари - «Раззолоченная»). К востоку от Тилля-Кари установлена

Автор Пугаченкова.

МЕДРЕСЕ ТИЛЛЯ-КАРИ


В 1646—1647 годах Ялангтуш-бий начал строительство нового здания, которое должно было своим главным фасадом замкнуть площадь Регистан с третьей, северной стороны, где ранее находился улугбековский караван- сарай Мирзои. В новом здании решено было разместить медресе и мечеть. Сооружение нового «малого медресе», позднее именовавшегося Тилля-кари («отделанное золотом»), оказалось незаконченным к смерти Ялангтуща (умер в 1066 году хиджры, похоронен в Дагбиде). Постройка замечательна стенной живописью и богатой позолотой внутренних стен главного помещения мечети.

Большое землетрясение в начале XIX века разрушило в Тилля-кари накренившийся главный портал, верхняя часть которого была отстроена затем заново, о уже без изразцовой облицовки. Это здание является в Самарканде последним большим памятником архитектуры с богатой цветной облицовкой.

Ремонтио-реставрационные работы здесь начались в 20-х годах. Одновременно укреплялись старые изразцы и изготовлялись новые. К этой работе привлекались опытные узбекские мастера-керамисты.

В начале 30-х годов облицованы изразцами местного изготовления боковые части переднего фасада медресе. В 1950—1956 годах реставрированы облицовки дворовых фасадов; укреплены металлическими связями юго-западный угол медресе и южная галерея мечети; восстановлена облицовка большого барабана мечети. В 1958 году был восстановлен портал с наружной облицовкой восточной стены внутри двора.