postheadericon Медресе Шер-дор(Имеющий тигров)

медресе Шер дор

Медресе Шер-дор(Имеющий тигров)

На том месте, где теперь находится медресе Шердор, при Улугбеке была сооружена ханака для суфиев. Непомерно большие размеры купола, вероятно, послужили причиной того, что уже в XVII веке это здание развалилось. На мосте ханаки правитель Самарканда Ялангтуш-бий начал строить большое медресе, позднеё получившее название Шердор (то есть медресе «со львами»). На портале изображены фантастические звери кошачьей породы и серны. Здание строилось почти 17 лет (1619—1636 годы). Автором его был зодчий Абдул Джаббар. Это здание — полное подражание находящемуся напротив медресе Улугбека, но в искаженных пропорциях. За два века, истекших со времени постройки медресе Улугбека, на Регистане скопился значительный, толщиной около двух метров, культурный слой, и медресе Улугбека как бы вросло в землю, приобрело искаженные пропорции.


За последние годы проведены большие ремонтно-реставрационные работы и археологические исследования: отремонтированы худжры, исправлена обвалившаяся часть жгута и кирпичного свода портальной арки, укреплена резная мозаика тимпана, разобран и заново переложен деформировавшийся свод главного портала (величина общего пролета новой кладки—12,5 метра). В этой сложной работе активно участвовали узбекские народные мастера, которые производила разборку и кладку свода по древним традициям, без кружал. Кладка закончена в 1925 году. Позднее были переложены купола и своды худжр, а также облицованы крылья фасадов медресе и дворовых фасадов. В результате археологических вскрытий летом 1956 года С. Н. Юренев установил хорошее состояние фундамента медресе; предполагают, что фундамент медресе сложен из кирпичей, полученных при разборе стен улугбековской ханаки. Найдены фрагменты архитектурной керамики ханаки. Вскрыто здание, стоявшее на месте Шердора до постройки ханаки.
В 1960—1962 годах реставрированы два минарета (высота каждого 31 метр) главного фасада медресе и резная мозаика большого тимпана.


К первой половине ХVII века относятся еще два памятника, сооруженные феодалом Надир-Диванбеги: загородная мечеть Намазгох (1630 г.) и медресе при могиле Ходжа Ахрара, сооруженное в 1630—1635 годах.

С XIVв. Центральной площадью нового Самарканда стал, Регистан в переводе «песчаное место». Ранее здесь протекал канал и образовались наносы песка и ила. К Регистану радиально сходились шесть главных улиц города. Если при Темуре площадь была торгово-ремесленным центром, то при Улугбеке она становилась духовным центром города. Здесь Улугбек построил величественное медресе, а на против суфийскую ханаку с огромным куполом. В XVIIв. старые сооружения Регистана пришли в упадок, и правитель Самарканда Ялангтуш-бий взамен ханаки Улугбека возвел медресе Шер-Дор, а затем строит на месте караван-сарая медресе Тилля-Кари. 
Медресе Шер-дор.

Это медресе построено в 1619-1636г. И как бы является архитектурным повторением медресе Улугбека. По сторонам главного портала расположены ребристые купола на высоких барабанах, возвышающиеся над двухэтажным фасадом. Наряду с геометрическим и растительным орнаментом в декоре медресе широко использованы исламские изречения. Особенно интересно заполнение тимпанов портальной арки: человеколикий, лучистый овал солнца и фигура тигра, набрасывающегося на лань. Отсюда и произошло название «Шер-дор»-«Тигров имеющий». Этот рисунок к середине XXв. Был практически утрачен и восстановлен в ходе реставрационных работ. 

Главная общественная площадь тимуридского Самарканда. В первой половине XV в., при Улугбеке, была обстроена монументальными зданиями, в числе которых медресе, ханака, караван-сарай, две мечети.

Сохранилось лишь медресе  Улугбека (1417-1420 гг.) . Четырехай- ванный двор его был обведен двумя этажами худжр углах расположены аудитории (дарс- ханы), в западном крыле - мечеть, на углах - четыре стройных минарета. Главный фасад, обращенный на площадь, выделен величественным порталом очень стройных пропорций. В декоре внешних и дворовых фасадов (особенно на портале и в айванах) - богатые облицовки: орнаментальные наборы из глазурованных кирпичей, резные кашинные мозаики, майолики, резной мрамор. В орнаментации характерны «звездные гирихи». К концу XVI в. многие здания на Регистане приходят в упадок, а в XVII в. по распоряжению правителя самаркандского удела Ялангтуша Бахадура осуществляется полная его перестройка.
Сохраняется лишь медресе Улугбека, напротив него На том месте, где теперь находится медресе Шердор, при Улугбеке была сооружена ханака для суфиев. Непомерно большие размеры купола, вероятно, послужили причиной того, что уже в XVII веке это здание развалилось. На мосте ханаки правитель Самарканда Ялангтуш-бий начал строить большое медресе, позднеё получившее название Шердор (то есть медресе «со львами»). На портале изображены фантастические звери кошачьей породы и серны. Здание строилось почти 17 лет (1619—1636 годы). Автором его был зодчий Абдул Джаббар. Это здание — полное подражание находящемуся напротив медресе Улугбека, но в искаженных пропорциях. За два века, истекших со времени постройки медресе Улугбека, на Регистане скопился значительный, толщиной около двух метров, культурный слой, и медресе Улугбека как бы вросло в землю, приобрело искаженные пропорции.
За последние годы проведены большие ремонтно-реставрационные работы и археологические исследования: отремонтированы худжры, исправлена обвалившаяся часть жгута и кирпичного свода портальной арки, укреплена резная мозаика тимпана, разобран и заново переложен деформировавшийся свод главного портала (величина общего пролета новой кладки—12,5 метра). В этой сложной работе активно участвовали узбекские народные мастера, которые производила разборку и кладку свода по древним традициям, без кружал. Кладка закончена в 1925 году. Позднее были переложены купола и своды худжр, а также облицованы крылья фасадов медресе и дворовых фасадов. В результате археологических вскрытий летом 1956 года С. Н. Юренев установил хорошее состояние фундамента медресе; предполагают, что фундамент медресе сложен из кирпичей, полученных при разборе стен улугбековской ханаки. Найдены фрагменты архитектурной керамики ханаки. Вскрыто здание, стоявшее на месте Шердора до постройки ханаки.
В 1960—1962 годах реставрированы два минарета (высота каждого 31 метр) главного фасада медресе и резная мозаика большого тимпана

.* * * 

медресе Шер дор
К первой половине ХVII века относятся еще два памятника, сооруженные феодалом Надир-Диванбеги: загородная мечеть Намазгох (1630 г.) и медресе при могиле Ходжа Ахрара, сооруженное в 1630—1635 годах.

С XIVв. Центральной площадью нового Самарканда стал, Регистан в переводе «песчаное место». Ранее здесь протекал канал и образовались наносы песка и ила. К Регистану радиально сходились шесть главных улиц города. Если при Темуре площадь была торгово-ремесленным центром, то при Улугбеке она становилась духовным центром города. Здесь Улугбек построил величественное медресе, а на против суфийскую ханаку с огромным куполом. В XVIIв. старые сооружения Регистана пришли в упадок, и правитель Самарканда Ялангтуш-бий взамен ханаки Улугбека возвел медресе Шер-Дор, а затем строит на месте караван-сарая медресе Тилля-Кари. 
Медресе Шер-дор.Это медресе построено в 1619-1636г. И как бы является архитектурным повторением медресе Улугбека. По сторонам главного портала расположены ребристые купола на высоких барабанах, возвышающиеся над двухэтажным фасадом. Наряду с геометрическим и растительным орнаментом в декоре медресе широко использованы исламские изречения. Особенно интересно заполнение тимпанов портальной арки: человеколикий, лучистый овал солнца и фигура тигра, набрасывающегося на лань. Отсюда и произошло название «Шер-дор»-«Тигров имеющий». Этот рисунок к середине XXв. Был практически утрачен и восстановлен в ходе реставрационных работ. 

Главная общественная площадь тимуридского Самарканда. В первой половине XV в., при Улугбеке, была обстроена монументальными зданиями, в числе которых медресе, ханака, караван-сарай, две мечети. Сохранилось лишь МЕДРЕСЕ УЛУГБЕКА (1417-1420 гг.) . Четырехай- ванный двор его был обведен двумя этажами худжр углах расположены аудитории (дарс- ханы), в западном крыле - мечеть, на углах - четыре стройных минарета. Главный фасад, обращенный на площадь, выделен величественным порталом очень стройных пропорций. В декоре внешних и дворовых фасадов (особенно на портале и в айванах) - богатые облицовки: орнаментальные наборы из глазурованных кирпичей, резные кашинные мозаики, майолики, резной мрамор. В орнаментации характерны «звездные гирихи». К концу XVI в. многие здания на Регистане приходят в упадок, а в XVII в. по распоряжению правителя самаркандского удела Ялангтуша Бахадура осуществляется полная его перестройка.
Сохраняется лишь медресе Улугбека, напротив него возводят МЕДРЕСЕ.
ШИР-ДОР
(1619-1631/32 гг., архитектор Абдул Джаббар; мастер декора Мухаммед Аббас). Композиция его главного фасада повторяет композицию главного фасада медресе Улугбека, примечательны здесь монументальные рубчатые купола на высоких барабанах между порталом и угловыми минаретами. Решение других фасадов, обстройка квадратного, четырехайванного двора здесь иные. Отличны и мотивы богатого архитектурного декора (кирпичные и наборные кашинные мозаики), особенно на портале, в тимпанах которого дважды повторена геральдическая эмблема: тигр , терзающий лань на фоне солнечного лика (Шир-Дор - «Имеющий тигров»). Массивная входная дверь покрыта резьбой. МЕДРЕСЕ ТИЛЛЯ-КАРИ (1641-1660 гг.) была возведена взамен караван- сарая XV в. с частичным использованием его фундаментов и стен. Здание соединяло функции медресе и соборной мечети города. Многостолпная галерея МЕЧЕТИ с высоким купольным залом в центре обращена аркадой и порталом в обширный двор, который обведен худжрами. Наружный купол на цилиндрическом барабане в центре мечети не был завершен - его голубая скуфья возведена уже в наше время. Близ ниши михраба установлен высокий мраморный мин-бар. В мозаичном декоре этого памятника царит желто-зеленая гамма, характерная для поры упадка гончарного мастерства. Но в интерьере мечети - роскошь цветочно- растительного орнамента, исполненного в технике кундаль, с обильной позолотой (Тилля-Кари - «Раззолоченная»). 
К востоку от Тилля-Кари установлена ДАХМА ШЕЙБАНИДОВ (начало XVI в., перенесена сюда со своего первоначального места при спрямлении улицы) . Это высокий прямоугольный стилобат, облицованный мрамором, на котором некогда располагались надгробия над могилами самаркандских представителей Шейбанидской династии.
Автор Пугаченкова.На том месте, где теперь находится медресе Шердор, при Улугбеке была сооружена ханака для суфиев. Непомерно большие размеры купола, вероятно, послужили причиной того, что уже в XVII веке это здание развалилось. На мосте ханаки правитель Самарканда Ялангтуш-бий начал строить большое медресе, позднеё получившее название Шердор (то есть медресе «со львами»). На портале изображены фантастические звери кошачьей породы и серны. Здание строилось почти 17 лет (1619—1636 годы). Автором его был зодчий Абдул Джаббар. Это здание — полное подражание находящемуся напротив медресе Улугбека, но в искаженных пропорциях. За два века, истекших со времени постройки медресе Улугбека, на Регистане скопился значительный, толщиной около двух метров, культурный слой, и медресе Улугбека как бы вросло в землю, приобрело искаженные пропорции.
За последние годы проведены большие ремонтно-реставрационные работы и археологические исследования: отремонтированы худжры, исправлена обвалившаяся часть жгута и кирпичного свода портальной арки, укреплена резная мозаика тимпана, разобран и заново переложен деформировавшийся свод главного портала (величина общего пролета новой кладки—12,5 метра). В этой сложной работе активно участвовали узбекские народные мастера, которые производила разборку и кладку свода по древним традициям, без кружал. Кладка закончена в 1925 году. Позднее были переложены купола и своды худжр, а также облицованы крылья фасадов медресе и дворовых фасадов. В результате археологических вскрытий летом 1956 года С. Н. Юренев установил хорошее состояние фундамента медресе; предполагают, что фундамент медресе сложен из кирпичей, полученных при разборе стен улугбековской ханаки. Найдены фрагменты архитектурной керамики ханаки. Вскрыто здание, стоявшее на месте Шердора до постройки ханаки.
В 1960—1962 годах реставрированы два минарета (высота каждого 31 метр) главного фасада медресе и резная мозаика большого тимпана.* * * 
К первой половине ХVII века относятся еще два памятника, сооруженные феодалом Надир-Диванбеги: загородная мечеть Намазгох (1630 г.) и медресе при могиле Ходжа Ахрара, сооруженное в 1630—1635 годах.

С XIVв. Центральной площадью нового Самарканда стал, Регистан в переводе «песчаное место». Ранее здесь протекал канал и образовались наносы песка и ила. К Регистану радиально сходились шесть главных улиц города. Если при Темуре площадь была торгово-ремесленным центром, то при Улугбеке она становилась духовным центром города. Здесь Улугбек построил величественное медресе, а на против суфийскую ханаку с огромным куполом. В XVIIв. старые сооружения Регистана пришли в упадок, и правитель Самарканда Ялангтуш-бий взамен ханаки Улугбека возвел медресе Шер-Дор, а затем строит на месте караван-сарая медресе Тилля-Кари. 
Медресе Шер-дор.Это медресе построено в 1619-1636г. И как бы является архитектурным повторением медресе Улугбека. По сторонам главного портала расположены ребристые купола на высоких барабанах, возвышающиеся над двухэтажным фасадом. Наряду с геометрическим и растительным орнаментом в декоре медресе широко использованы исламские изречения. Особенно интересно заполнение тимпанов портальной арки: человеколикий, лучистый овал солнца и фигура тигра, набрасывающегося на лань. Отсюда и произошло название «Шер-дор»-«Тигров имеющий». Этот рисунок к середине XXв. Был практически утрачен и восстановлен в ходе реставрационных работ. 

Главная общественная площадь тимуридского Самарканда. В первой половине XV в., при Улугбеке, была обстроена монументальными зданиями, в числе которых медресе, ханака, караван-сарай, две мечети. Сохранилось лишь МЕДРЕСЕ УЛУГБЕКА (1417-1420 гг.) . Четырехай- ванный двор его был обведен двумя этажами худжр углах расположены аудитории (дарс- ханы), в западном крыле - мечеть, на углах - четыре стройных минарета. Главный фасад, обращенный на площадь, выделен величественным порталом очень стройных пропорций. В декоре внешних и дворовых фасадов (особенно на портале и в айванах) - богатые облицовки: орнаментальные наборы из глазурованных кирпичей, резные кашинные мозаики, майолики, резной мрамор. В орнаментации характерны «звездные гирихи». К концу XVI в. многие здания на Регистане приходят в упадок, а в XVII в. по распоряжению правителя самаркандского удела Ялангтуша Бахадура осуществляется полная его перестройка.
Сохраняется лишь медресе Улугбека, напротив него возводят МЕДРЕСЕ.
ШИР-ДОР
(1619-1631/32 гг., архитектор Абдул Джаббар; мастер декора Мухаммед Аббас). Композиция его главного фасада повторяет композицию главного фасада медресе Улугбека, примечательны здесь монументальные рубчатые купола на высоких барабанах между порталом и угловыми минаретами. Решение других фасадов, обстройка квадратного, четырехайванного двора здесь иные. Отличны и мотивы богатого архитектурного декора (кирпичные и наборные кашинные мозаики), особенно на портале, в тимпанах которого дважды повторена геральдическая эмблема: тигр , терзающий лань на фоне солнечного лика (Шир-Дор - «Имеющий тигров»). Массивная входная дверь покрыта резьбой. МЕДРЕСЕ ТИЛЛЯ-КАРИ (1641-1660 гг.) была возведена взамен караван- сарая XV в. с частичным использованием его фундаментов и стен. Здание соединяло функции медресе и соборной мечети города. Многостолпная галерея МЕЧЕТИ с высоким купольным залом в центре обращена аркадой и порталом в обширный двор, который обведен худжрами. Наружный купол на цилиндрическом барабане в центре мечети не был завершен - его голубая скуфья возведена уже в наше время. Близ ниши михраба установлен высокий мраморный мин-бар. В мозаичном декоре этого памятника царит желто-зеленая гамма, характерная для поры упадка гончарного мастерства. Но в интерьере мечети - роскошь цветочно- растительного орнамента, исполненного в технике кундаль, с обильной позолотой (Тилля-Кари - «Раззолоченная»). 
К востоку от Тилля-Кари установлена ДАХМА ШЕЙБАНИДОВ (начало XVI в., перенесена сюда со своего первоначального места при спрямлении улицы) . Это высокий прямоугольный стилобат, облицованный мрамором, на котором некогда располагались надгробия над могилами самаркандских представителей Шейбанидской династии.
Автор Пугаченкова.возводят
(1619-1631/32 гг., архитектор Абдул Джаббар; мастер декора Мухаммед Аббас). Композиция его главного фасада повторяет композицию главного фасада медресе Улугбека, примечательны здесь монументальные рубчатые купола на высоких барабанах между порталом и угловыми минаретами. Решение других фасадов, обстройка квадратного, четырехайванного двора здесь иные. Отличны и мотивы богатого архитектурного декора (кирпичные и наборные кашинные мозаики), особенно на портале, в тимпанах которого дважды повторена геральдическая эмблема: тигр , терзающий лань на фоне солнечного лика (Шир-Дор - «Имеющий тигров»). Массивная входная дверь покрыта резьбой. МЕДРЕСЕ ТИЛЛЯ-КАРИ (1641-1660 гг.) была возведена взамен караван- сарая XV в. с частичным использованием его фундаментов и стен. Здание соединяло функции медресе и соборной мечети города. Многостолпная галерея МЕЧЕТИ с высоким купольным залом в центре обращена аркадой и порталом в обширный двор, который обведен худжрами. Наружный купол на цилиндрическом барабане в центре мечети не был завершен - его голубая скуфья возведена уже в наше время. Близ ниши михраба установлен высокий мраморный мин-бар. В мозаичном декоре этого памятника царит желто-зеленая гамма, характерная для поры упадка гончарного мастерства. Но в интерьере мечети - роскошь цветочно- растительного орнамента, исполненного в технике кундаль, с обильной позолотой (Тилля-Кари - «Раззолоченная»). 
К востоку от Тилля-Кари установлена ДАХМА ШЕЙБАНИДОВ (начало XVI в., перенесена сюда со своего первоначального места при спрямлении улицы) . Это высокий прямоугольный стилобат, облицованный мрамором, на котором некогда располагались надгробия над могилами самаркандских представителей Шейбанидской династии.
Автор Пугаченкова.