postheadericon Ишрат хона

Ишрат хона

Ко времени правления тимурида Абу-Саида (1451—1469 годы) относится архитектурный памятник, развалины которого носят несколько неожиданное название «Ишрат-хана» («Дом увеселения»), данноё народом, по-видимому, за очень богатое архитектурное оформление и внутреннюю художественную отделку.

В вакуфной записи 1464 года сказано, что здание было сооружено по распоряжению жены султана Абу-Саида Хабибы-Султан-бегим, в память умершей их дочери Султан-Хавенд- бика.
Археологическими вскрытиями 1940 года было обнаружено до тридцати женских и детских погребений. Описываемый памятник представлял собой целый комплекс построек. Центральное место занимала усыпальница, оформленная с запада высоким порталом. С юга к зданию примыкала арочно-купольная галерея, через которую был устроен дополнительный вход в усыпальницу. С северной стороны находилась мечеть. В углах здания располагались сводчатые комнаты для людей, обслуживавших мавзолей. От этого памятника сохранились лишь развалины. В 1903 году вследствие землетрясения рухнул купол вместе с высоким барабаном. В 40-х годах были проведены ремонтные работы для сохранения памятника.

ишрат хона
Мавзолей расположен к северу от мазара Абди Дарун. Это здание второй половины XV в.с большим порталом и высоким центральным залом, над которым еще в XX в. сохранялся купол. Под залом находится склеп с 23женскими и детскими захоронениями. В интерьере мавзолея использованы мазаичные панели, росписи стен и плафонов. Ишрат-хана означает «дом радости», что передает идею «вечного дома для райской жизни». Мавзолей является усыпальнице женщин и детей из дома Темуридов. Заказчиком является жена Абу-Саида Хабиба Султан бегим, которая в те годы построила мавзолей для дочери Хавен султан бека.

Автор А.В.Арапов.

ишрат хона

1464 г. Династический мавзолей женщин и детей из дома Тимуридов. Здание с высоким центральным залом крестовидного плана, по обе стороны которого в двух этажах расположены подсобные помещения, мечеть, мион-сарай, откуда дромос ведет в просторный, перекрытый отлогим куполом восьмигранный склеп под залом, со множеством погребений. На главном фасаде очень стройный портал и двухъярусные лоджии боковых отделов. В интерьерах применены разнообразные варианты купольных конструкций на щитовидных парусах.
В главном зале система пересекающихся арок, щитовидных парусов и сталактитов образует переход к внутреннему куполу, над которым на стройном барабане высился наружный купол (все разрушено землетрясениями). Во внешнем декоре - облицовки отесанным кирпичом со вставками мозаичных картушей, сплошные мозаичные заполнения тимпанов арок, мраморная панель. Во внутреннем убранстве - мозаичные панели, росписи стен и плафонов в технике кундаль, в центральном зале - с обилием позолоты. 
Автор Г.А.Пугаченкова.