postheadericon Мавзолей и медрессе Биби ханым

Мавзолей и медрессе Биби ханым

Медресе Биби Ханым, расположенное против соборной мечети Тимура, строилось в честь матери его жены и было одним из первых, сооруженных в Самарканде при Тимуре. Сохранившиеся развалины восьмигранного снаружи и крестовидного внутри мавзолея Биби-ханым являются его составной частью. Медресе Ханым существовало еще в XVII веке.
Неясно, в какой мере отвечают действительности слова Малихо о том, что здание медресе (было разрушено А'бдуллаханом (XVI в.) так, «что от него, кроме мавзолея Ханым, ничего не осталось».
Мавзолей Биби-ханым служил, повидимому, усыпальницей для женщин из династии тимуридов. По свидетельству Клавихо, первой была похоронена мать Биби-ханым. Сведений о погребении самой Биби-ханым (Сарай Мульк-ханым) нет, хотя народное предание называет это здание мавзолеем Биби-ханым. В 1941 году здесь были произведены археологические вскрытия скелета и погребений. В 1956—1957 годах велись работы по историко-архитектурному и археологическому изучению памятников.
Все надгробия обнесены мраморной решеткой, поставленной Улугбеком. Погребение в западной части Гур-и Эмира, считавшееся могилой Сейида Омара, следует называть «могилой неизвестного лица», как это подчеркивает и сама надпись на надгробной плите.Мавзолей Биби ханум
Верхнее надгробие Тимура сделано из темно-зеленого нефрита, доставленного Улугбеком в 1425 году с верховьев реки Или. На этом камне высечена арабская надпись, утверждающая, что Тимур, якобы, происходит от общего с Чингисханом предка. В конце надписи приведено легендарное сказание о непорочном зачатии одного из предков Чингисхана некоей женщиной по имени Алункува, «зачавшей его от света, который проник к ней через горнюю дверь и предстал перед нею в образе совершенного человека», одного из потомков халифа Алия. Это вымышленное родство с Чингисханом было сочинено после смерти Тимура.
По приказу Надир-шаха в 1740 году, после взятия Самарканда, нефритовое надгробие Тимура и двойные металлические ворота из мечети Биби-ханым были .доставлены в Мешхед. После их осмотра Надиршах приказал камень и ворота возвратить в Самарканд и водворить «а свои места. Надгробные камни других членов дома Тимура заполняют последующие помещения здания.
За годы Советской власти, начиная с 1924 года, на территории мавзолея были проведены большие ремонтно-реставрационные работы: сделано перекрытие свода склепа на рельсовых балках, устранивших давление намогильных камней на свод склепа. В целях конструктивного укрепления мавзолея, разорванного трещинами по осям и диагоналям, заложены кольцевые железные связи в барабан и в нижнюю половину купола. Одновременно велись всесторонние историко-археологические и другие исследования.
В июне 1941 года специальная экспедиция вскрыла и детально исследовала погребения Тимура и членов его семьи. М. М. Герасимов восстановил портреты Тимура, Шахруха, Мираншаха, Улугбека и Мухаммед-Султана по их черепам. Исследование скелетов Тимура и Улугбека полностью подтвердило исторические данные о хромоте и «сухорукости» Тимура и о насильственной смерти Улугбека. После окончания антропологического изучения и изготовления гипсовых слепков, в декабре 1942 года останки упомянутых лиц положены на прежние места. Могилы снова закрыты плитами, и весь склеп приведен в тот вид, какой он имел до вскрытия. Раскопки (40-х и 50-х годов, а также новые письменные данные позволили решить почти все основные вопросы истории возникновения и планировки строений на территории мавзолея. Находящийся на дворике мавзолея камень «кок-таш» служил с XVII века тронным камнем, на который сажали при восшествии на престол бухарских эмиров.

Медресе и мавзолей Биби-ханым.  



До середины XIIIв. напротив соборной мечети Биби-ханым находилось большое медресе так же называемое Биби-ханым. Первоначально портал медресе был настолько крупным, что соперничал с порталом соборной мечети. Но это разгневало Амира Темура и тот приказал его перестроить . Медресе было разрушено и заново перестроено .
При вторжении Надиршаха медресе было разрушено. На центральной оси медресе находится мавзолей, ставшей усыпальницей матери Сарай-Мульк ханым и ещё двух женщин её рода. Это высокое восьмигранное сооружения с цилиндрическим барабаном, опоясанный крупной куфической надписью. Интерьер украшен мозаичной панелью и росписями, где наряду с орнаментами используется пейзаж райских садов.
Автор А.В.Арапов.
САМАРКАНД. МАВЗОЛЕЙ БИБИ-ХАНЫМ.
Начало XV в. Усыпальница женщин из гарема Тимура (в народе, так же как мечеть, ее связывают с легендарной царицей Биби- Ханым). Высокое восьмигранное сооружение с цилиндрическим барабаном, опоясанным крупной куфической надписью, несохранившегося наружного купола. Внутри под крестовидной в плане гурханой расположен облицованный мрамором склеп с тремя женскими погребениями в саркофагах. Интерьер мавзолея украшают мозаичная панель и росписи на плафоне и стенах, где наряду с орнаментальными мотивами введены стилизованные пейзажи. 
Автор Г.А.Пугаченкова.