postheadericon Афрасиаб

Афрасиаб

Раскопками на городище Афрасиаб, произведенными в 1874 году майором Борзенковым, а в 1883 году подполковником Крестовским, начался первый этап изучения старого Самарканда. Раскопки не имели научного значения, гаю дали ценные находки (особенно раскопки Крестовского).
С 1885 года наступил новый этап в истории археологического изучения Афраиаба — начал раскопки востоковед профессор Н.И. Веселовский. Он обнаружил на Афрасиабе, кроме наружной стены, две внутренние и большие общественные хаузы; им впервые было высказано мнение, что Афрасиаб покинут жителями только после монгольского разгрома в 1220 году.
После значительного перерыва раскопки на Афрасиабе были возобновлены в 1904 году востоковедом профессором В. В. Бартольдом. Во время раскопок, проведенных В. В. Бартольдом в 1904 году и археологом В. Л. Вяткиным в 1905 году, была найдена площадь, где стояла соборная мечеть, расположенная к западу от цитадели. Эта мечеть сожжена Чингисханом в 1220 году.

Aфрасиаб


В последующие годы В. Л. Вяткин раскопал на городище ряд объектов. Так, против цитадели, расположенной в северной части, была обнаружена баня, построенная из жженого кирпича. Рядом с ней, по предположению В. Л. Вяткин а, находилась посудная лавка, а между второй и третьей стенами городища — квартал гончаров. У западной внешней стены, близ Наубехароких ворот, по мнению В. Л. Вяткйна, находился зиндан, а около большого хауза — монетный двор. В 1912 году в западной части городища были вскрыты остатки обширного здания, украшенною алебастровыми панелями с рельефным орнаментом. Эти панели откопаны профессором М. Е. Массовом при участии археолога М. В. Столярова в 1919 году и доставлены в самаркандский музей. Тогда же М. Е. Масоан высказал предположение, что откапанная зала принадлежала дворцу саманидов.

После революции время археологические раскопки на Афрасиабе были возобновлены только в 1925 году В. Л. Вяткиным при участии археолога В. А. Шишкина. Раскопки велись в западной части городища, близ древних Наубехарских ворот, где были открыты указанные выше рельефные алебастровые плиты и буддийская фреска. Работы, продолжавшиеся до 1930 года, не дали больших результатов. Только в 1933 году М. Е. Массой ом впервые были определены культурные слои, датируемые первыми веками до и после нашей эры. Эти слои были прослежены на всем Афрасиабе. Они достигают местами значительной мощности. Тогда же обследование показало, что при Тимуре новые стены вокруг города не возводились, а лишь обновлялись старые, пришедшие монгольский период в упадок.
В течение 1945—1947 годов исследования на Афрасиабе производились археологом А. И. Тереножкиным. Работы М. Е. Масоона и А. И. Тереножкина существенно изменили прежнее представление о якобы большом перерыве в жизни Самарканда с момента разрушения его Александром Македонским и до V века н.э. Входе раскопок были найдены предметы, относящиеся к первым векам до и первым векам после начала нашей эры. Афрасиаб оказался значительно более древним, чем это предполагал В. Л. Вяткин. Богатые и разнообразные коллекции с городища Афрасиаб хранятся в самаркандском музее.
После продолжительного перерыва Институт истории и археологии Академии наук УзССР при участии Самаркандского Государственного университета имени Алишера Навои в 1958 году возобновил раскопки на городище Афрасиаб.
Раскопками последних лет (1958—1961 годы), то сообщению руководителя археологических работ проф. В. А. Шишкина, установлено следующее:
Древнейшие, вскрытые до сего времени слои на городище Афрасиаб, относятся к середине первого тысячелетия до н. э. Поселение на Афрасиабе существовало около 2500 лет назад. Тогда, а также и в последующие столетия (греко-бактрийское и кушанское царства) город занимал не всю территорию этого городища, а только его северную часть.
Наибольший расцвет жизни города на территории Афрасиаба относится, повидимому, к саманидскому времени. В XII в. северные районы города стали пустеть; город расширяется к югу и достиг кладбища Чакардиза, Регистана и даже к западу от цитадели.
После монгольского разгрома Афрасиаб опустел, и только на северной окраине, около Сиаба, существовало жилье XIII—XIV вв. В процессе раскопок изучаются городские оборонительные стены, различного времени жилые дома, производственные мастерские и т. п. Собран большой вещевой материал, главным образом бытового характера.
Древний Самарканд.(Афрасиаб)

Aфрасиаб


Древнее городище Самарканд площадью в 200га возникло в VIII –начале VII вв. до н.э. на обширном холмистом плато, носящего имя легендарного туранского царя Афрасиаба . С севера и востока город защищал обрывы речных протоков, с юга и запада –глубокие овраги. При Ахеменидах город город был опоясан массивной стеной с внутренними коридорами и башнями. Большинство ученых отождествляют Афрасиаб с древней согдийской столицей Маракандой , разрушенной во время похода Александра в IV в. до н.э.
Возрождения Самарканда относится к IV-VIIIвв. –в период расцвета международной торговли на Великом шелковом пути. В это время . 
Автор Арапов А.В.
САМАРКАНД. Афрасиаб.
Его первоначальное ядро - городище Афрасиаб. Этот древний город, именовавшийся Мараканда, сложился уже к середине I тысячелетия до н.э., когда был обведен крепостными стенами. В 329 г. он был взят приступом войсками Александра Македонского. В античное время (Ш в. до н.э.. - Ш в. н.э.), когда Самарканд являлся столицей области Согдиана (Согд), он был охвачен кольцами внутренних городских стен (вокруг Афрасиаба) и стеной городской округи. После временного упадка в IV- V вв. начинается интенсивное развитие раннефеодального Самарканда, ознаменованное возведением новых укреплений, богатых дворцов и усадеб согдийской феодальной знати. Арабское завоевание (712 г.) приводит к запустению города. 
Бурный рост его наблюдается при Саманидах (IХ-Х вв.) и Караханидах (ХI-ХII вв.). В это время средневековый шахристан (Афрасиаб) плотно застроен, а заселенная часть простирается за его пределы на территории Шахри-Даруна (Внутреннего города), Шахри-Бируна (Внешнего города) и пригородов -рабадов. Процветают ремесло и торговля, осуществляется интенсивное строительство жилых домов, дворцов, усадеб, культовых зданий ислама, гражданских сооружений. При монгольском завоевании (1220 г.) Самарканд был опустошен, но в XIV- XV вв. (особенно при Тимуре и Улугбеке) он вступает в пору невиданного блеска. Тимуридский город- хисар простирается к югу от опустевшего к тому времени Афрасиаба, в нем возводятся цитадель и крепостные стены, пробиваются большие улицы, возникают грандиозные архитектурные ансамбли. С середины XV в. значение Самарканда падает, но в XVII в., как удельная столица узбекского рода Алчин, он переживает новый подъем монументального строительства. Затем город приходит в упадок вплоть до XIX в. В 1872 г. к югу от старого города строится русский Самарканд. В настоящее время Самарканд является вторым по своему значению городом Узбекистана. В процессе коренной перепланировки в нем были бережно сохранены все его исторические реликвии, а Афрасиаб был объявлен государственным археологическим заповедником.
Автор Пугаченкова.



В впервые Самарканд(Мараканда) упоминается в работе Геродота «История» . Как главный региональный город Средней Азии, где люди могли приобрести тот или иной товар нужный им . А также защитится от набегов кочевников. Так же как и в Афинах есть свой Акрополь(«Верхний город») также в Самарканде(Мараканде) есть свой Афросиаб.