Главная История Азии. История Узбекистана Средние века Экономика и культура государства Саманидов (9-10 в).

postheadericon Экономика и культура государства Саманидов (9-10 в).

Экономика и культура государства Саманидов (9-10 в).

Развитие торговли (учитывая торговлю по Великому шелковому пути, с  кочевниками и соседними государствами) стимулировал рост ремесленного и с/х производства. Самая с/х развитой была долина реки Зарафшан. Земли в ту пору делились (как и в последующие) на 3 формы:
1.государственные (мульк) крестьянин работал на них за 1\3 урожая.
2.частные (амляк), общинные .
3.земля принадлежащая духовенству (вакуфные), доход получали от кладбищ, медресе. На этих землях работали издольщики (барзикары). Строились плотины, рылись каналы также руками крестьян.
Саманидские серебряные монеты единственные в этот период монеты из серебра для многих стран Восточной Европы именно серебряной  монетой осуществлялись международные платежи. Внутри государства ходили медные монеты (фальса). Уже в этот период были чеки, которые можно было обменять (обналичить) у менял (сараф) в любом городе. При Саманидах рост благосостояния шел одновременно с ростом культуры. Была построена первая медресе в мусульманском мире. Государственным становится не только арабский, но и персидский языки.
При дворе правителя была собранна очень большая библиотека. Этот период по праву можно назвать одним из лучших периодов Маверанахра, ибо столько ученых мужей наша земля еще не видела. Это  Ибн Сино (на Западе известный как Авиценна) по его медицинским книгам  в Европе  учились до 18 века, Абу Али ибн Сино родился в 980 г. близ Бухары. В 10 лет наизусть знает Коран, в 13 изучил основы математики, философии, логики, права. Становится квалифицированным лекарем. К 17 годам он становится сложившимся ученым и пользуется большим авторитетом как врач. Общее число научных трудов превышает 450, до нас дошло около 160. Мировую славу Ибн Сино принес классический сводный труд по медицине "Канон врачебной науки".
таджикский поэт Рудаки, поэт Фирдоуси, выдающийся математик Абу Джафар ибн Мусал, ал Хорезми и Ахмед ал Фергани, Беруни великий историк этнограф (труд Индия), хотя они творили в Багдаде, но их родина здесь. Они все оставили после себя великие труды, которые прославили не только их, но и их родину Хорезм, Бухару, Фергану. В 8-9 вв. в Средней Азии ислам получил широкое распространение. Среди духовенства края появились крупные теологи, проповедники ислама. 9в. в истории мусульманства считается периодом создания сборников хадисов (преданий о поступках и изречениях пророка Мухаммеда). В мире ислама в том столетии все хадисы были подвергнуты критическому анализу, из них были выделены подлинные, заслуживающие доверие. Систематизацией хадисов занимались мухандисы (составители). Это были наиболее подготовленные и авторитетные теологи. Многие из них были выходцами из Средней Азии (особенно, ал-Бухари, ат-Термези).
Аль-Бухари – один из самых больших авторитетов мусульманского духовенства. Он мухандис-традиционалист. В исламе 2 писания: 1) Коран; 2) хадисы. Его сборник хадисов «Ал-Салих» (7400 хадисов).
Мухаммад ат-Термези – суфист. В 28 лет – на хадис в Мекку. Вернувшись, написал 80 произведений (о душе, о ее совершенствовании, очищении), цель которых заключалась в постижении божественной сущности.
Абу-бакр аш-Шоши – знаток хадисов, лингвист, поэт. Знал работы ал-Фараби, ат-Термези. Написал произведения о порядочности человека:
«Этика дискуссий» «Красота диалектики» «Этика судьи».Абу Манзур аль-Мотуриди – основоположник исламской теологии. Его произведение «Тавхид» является очень важным. Бурханиддин Маргинани – основатель шариатского права, его произведение «Хидоя» (1178г.) – «Руководство по мусульманскому праву». Его труды на протяжении многих веков были основным источником в области правоведения.
В 11в. суфизм упрочился в Средней Азии Юсуф Хамадони – 2 ученика:
1) Гиждувани распространял суфистское учение среди населения. В своих произведениях он раскрыл суть учения Хамадони, суфийской школы «хожагон».
2) Ходжа Ахмад Яссави – «Девони хикматлар» (премудрости жизни) дидактического характера. В своем учении возвеличивал Всевышнего, призывал к труду, осуждал стремление к богатству.
Надо отметить, что суфизм в Центральной Азии был определенной ступенью в развитии и возрождении духовной культуры народов региона. Что способствовало укреплению стабильности и согласия в обществе.

 

Похожие материалы