Главная История Азии. История Узбекистана Средние века Распространение религии ислам (8-9 вв.). Ташкент - столица исламской культуры.

postheadericon Распространение религии ислам (8-9 вв.). Ташкент - столица исламской культуры.

Распространение религии ислам (8-9 вв.). Ташкент - столица исламской культуры.

В 7 веке н.э. началось объединение различных арабских племен на Аравийском полуострове. В это время появлялись искатели истинной религии – ханифы, выделялись различные  пророки  хаби.
Новую религию в Мекке начал проповедовать Мухаммед с 610 года в возрасте 40 лет. Религия получила название ислам – «покорный», «склонивший голову». Мухаммеда изгнали, но 15 июля 622 года он возвратился в Медину, с этого дня начинается Хиджра – мусульманское летоисчисление. На формирование ислама оказали влияние зороастризм, манихейство, буддизм, иудаизм, христианство. В 650 году учение Мухаммеда были записаны в священную книгу – Коран[2].

Основными постулатами ислама являются:
1. повторение основной догмы – «нет Бога кроме аллаха, и Мухаммед пророк его»;
2. пятикратный намаз (молитвы);
3. зякат – налог неимущим, больным и сиротам (2,5% от доходов);
4. хадж в Мекку;
5. ураза – соблюдение поста в месяц Рамадан.
Морально-этические обязанности в исламе:
1. уважение к жизни человека;
2. верность долгу и порядочности;
3. благодарность родителям, уважение к старшим;
4. помощь в нужде единоверцам;
5. великодушие к зависящим от тебя;
6. вера в потустороннюю жизнь;
7. идеи общественного братства и равенства всех перед Аллахом.

 


В 651 году арабы захватили Мерв, с этого и начался планомерный грабеж, а за тем и  завоевание Средней Азии. Они стали вводить ислам, объявив все другие религии ложными. На населении легли  большие налоги (харадж, джизья – для не мусульман, ушр – для мусульман). Арабы предоставляли поощрительные меры принявшим ислам (не платили джизья) и ходившим в мечети (денежное поощрение).

Арабы строили мечети (предварительно разрушив памятники культуры, храмы зороастрийцев, буддистов, христиан, уничтожив письменные источники), в учебных заведениях читались лекции по вопросам мусульманского богословия. Таким образом.
В первой половине 8 века ислам внедрялся арабами насильно. Земельная аристократия делали вид, что приняли новую религию, но продолжали исповедовать зороастризм; купцы принимали ислам; а крестьянство сначала оказывало сопротивление. Династии Аббасидов особенно уделяла внимание распространению ислама через поощрения населения, рассказах о религии.
Во второй половине 8 века население начало воспринимать ислам, их притягивали нравственные аспекты религии. Так ислам утвердился в Средней Азии, проник в быт, в образ мышления населения, вписался в местные обычаи и традиции, воспитывая моральные, нравственные нормы, влияя на менталитет народа.
В Узбекистане в годы советского союза религия ушла в подполье,(следует заметить что практически большевики толком и не разрушали мечети) ислам исповедовался скрытно. Но с 80-х годов начался рост национального самосознания, религию стали исповедовать свободно. Вопросы восстановления исторической памяти народа и возрождения национального самосознания составляют основу политики нашего государства. Духовная жизнь народа отражена в религии. С самого начала государство установило определенные отношения с религией: религия частное дело граждан, уважительное отношение к чувствам как верующих, так и не верующих, сотрудничество с религиозными организациями, признание недопустимости использования религии в деструктивных целях. Контроль деятельности религиозных организаций возложен на Комитет по делам религии при Кабинете Министров РУз. Как светское государство Узбекистан конституционно закрепил свое отношение к укреплению религии, в статье 31 «О свободе совести» Конституции РУз, в которой сказано, что свобода совести гарантируется для всех, право каждого исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, и что принудительное насаждение религиозных взглядов недопустимо.         14 июня 1991 года был принят Закон «О свободе совести и религиозных организациях», а с 1 мая 1998 года принята новая редакция этого закона. Таким образом, механизм реализации данной статьи Конституции и взаимоотношения нашего государства и религии развиты в данном законе, который закрепляет следующее:


• право на свободу совести граждан, которое подлежит лишь ограничениям, необходимых для обеспечения общественного порядка и безопасности, жизни, здоровья, прав и свобод других граждан;
• равноправие всех граждан перед законом, независимо от их отношения к религии. Недопустимо ограничение прав, возбуждение вражды или оскорбления личности из-за его религиозных убеждений;
• отделение религии в РУз и государства, при этом государство благоприятствует установлению религиозной, национальной толерантности, уважению между гражданами, придерживающихся различных религиозных убеждений, между религиозными организациями, осуществляя контроль и не допуская религиозного экстремизма, фундаментализма, создания политических партий по религиозному примаку;
• светская система образования. Включение религиозных дисциплин в учебные программы не допускается;
• религиозные организации должны зарегистрироваться в Министерстве юстиции РУз;
• религиозные учреждения могут создавать религиозные учебные заведения, зарегистрировав их Министерством юстиции РУз.


В 2007 году Ташкент объявлен Международной исламской организацией по вопросам образования, науки и культуры (ISESCO) столицей исламской культуры. Объявление определенного города столицей исламской культуры способствует развитию культурных связей между странами, углубленному изучению научно-просветительского, историко-архитектурного наследия исламской культуры, его возрождению и пропаганде, активизации межрелигиозного диалога. Этого высокого и почетного звания Ташкент удостоен за выдающиеся заслуги Узбекистана перед исламской культурой и наукой, сохранение памятников и дальнейшее обогащение исламского наследия. При выборе кандидатуры Ташкента ISESCO приняла во внимание, прежде всего политику руководства республики, направленную на возрождение культурных и духовных ценностей узбекского народа, а также предпринимаемые правительством Узбекистана меры по защите и бережному сохранению памятников исламской цивилизацией.
Через почти 1400 лет с возникновения самой молодой мировой религии ее исповедуют около 1 млрд. человек более чем в 120 странах.

 

Похожие материалы