postheadericon Тюркоязычные племена

Тюркоязычные племена и их роль в этногенезе узбекского народа. Формирование тюркоязычной народности.

Вторым этническим пластом стали тюркоязычные племена, в разное время расселившиеся на территории Средней Азии. Проникновение тюркоязычных племен в Средней Азию началось с последних веков до нашей эры и рубежа нашей эры и связано с грандиозными передвижениями кочевников Северо-Восточной и Центральной Азии, продолжавшимися, то ослабевая, то усиливаясь, на протяжении ряда последующих столетий. Сведения об этих событиях содержатся в античных источниках, но они очень скудны и крайне запутаны. Многого античные авторы просто не знают, ибо события глубинной Азии оставались для них неизвестными. Страбон пишет: "Из этих кочевников в особенности получили известность те, которые отняли у греков Бактриану, именно асии, пасианы, тохары и сакараулы, которые переселились из области на другом берегу Яксарта рядом с областью саков и согдианов, занятой саками". В прологе к XLII книге Помпея Трога содержится такая фраза: "Асии-цари тохаров и гибель сарауков"; в книге XLI- другая фраза, где в частности, говорится : "…Бактрию и Согдиану захватили скифские племена сарауков и асианов".
Уже давно было высказано предположение, что в тексте Страбона переписчики произвели искажение и что первоначально было не ".. асии, пасианы…", а "асии, или асианы", т.е. здесь просто две формы названия одного и того же народа. Что же касается народа, который у Страбона упоминается как "сакараулы", то он безусловно идентичен "сараукам" Помпея Трога. Сопоставляя эти два названия, многие лингвисты, привлекая и другие упоминания, думают, что правильное название было "сакарауки", происходящее от реконструированного ими слова "сакаравака" ("быстро двигающиеся саки").
Итак подведем итог вышесказанному:


Страбон

Помпей Трог

Асин

Асии

Пасианы (асианы)

Асианы

Тохары

Тохары

Сакараулы (=сакарауки)

Сарауки (=сакарауки)

Обратимся теперь к китайским источникам: "Историческим запискам" Сы Ма-цяня (II-I в.в. до н.э.) и Бань Гу (Iв. до н.э.), автору "Истории первый Ханьской династии". Они утверждают, что соседями живших на территории Монголии хуннов был народ юечжи (юэчжи), которые уже во второй половине IIIв. до н.э. достигли большого могущества и создали крупное племенное объединение. Однако в 174г. до н.э. они были разгромлены усилившимся хуннским племенными союзом и вынуждены были откочевать на запад, в Восточный Туркестан и Среднюю Азию, где разгромили племена сэ (это имя в эпоху, о которой идет речь, должно было звучать как "сэк"; сейчас общепризнанно, что это "саки" древнеперсидских и античных источников), которые двинулись на юг и проникли в Гибинь (северо-западная часть Индостана), а затем начали передвижение в сторону Дахя-Бактрии.
Японский исследователь И. Кувабара высказал предположение, что юечжи переселились на север Средней Азии между 172-161г.г. до н.э. и прошли на юг, в область Амударьи между 139-129г.г до н.э. При этом в области современного Самарканда они были между 133-129г.г. до н.э.
Пришедшие в Среднюю Азию юечжи носили название "да юечжи" ("великие [большие] юечжи"). Поселившиеся же в Восточном Туркестане носили название "малые юечжи". Происхождение юечжей до сих пор остается неясным .

С первой половины XIXв. существует гипотеза, согласно которой юечжи- это массагеты. (Среди русских ученых эту гипотезу разрабатывал С.П. Толстов). Другие исследователи (И. Маркварт, Э. Пуллейблэнк)считают вероятным, что в древнем звучании юечжей ("гвати" или "гати") отразилось название племен ятиев, которое Птолемей располагает рядом с тохарами.
Ряд авторов IV и более поздних веков слово "юечжи" неизменно переводит как "тохары", что указывает на возможную связь между ними. В последнее время вновь усиливается тенденция связывать юечжей (и тохаров) с теми группами населения Восточного Туркестана, от средневековых потомков которых остались рукописи, написанные на двух языках (или диалектах), которые условно названы "тохарскими" и ничего не имеют общего ни с иранскими, ни с индийскими языками, хотя и являются индоевропейским (Ю.Н. Рерих, В.В. Иванов).
Итак, события на далеких от Средней Азии территориях привели к вторжению в среднеазиатские области больших масс кочевников -юечжей.

Какая-то часть этих племен, в том числе и племена тюркоязычные, в ходе своих набегов и переселений оставалась на территории Средней Азии. Следовательно, именно II-I в.в. до н.э. нужно датировать проникновения начало на территорию Средней Азии, в частности Узбекистана, тюркоязычных этнических элементов.
В дальнейшем их количество возрастает, в частности в связи с вторжением в Среднюю Азию в Vв. эфталитов, упоминаемых в источниках под разными названиями: в сирийских-абдел и эпалит; в грекоязычных-абдел и эфталит; в армянских - хептал, идал, тетал; в среднеперсидских- ефтал и хефтал; в арабских- е-да и е-диен. Следует, кроме того, добавить, что в пехлевийско-зороастрийских источниках они выступают иногда как хионы, в индийских- как хуна, арабские часто ошибочно их именуют т.рками, а древние армянские источники смешивают их с кушанами.
Сведений о происхождении и этническом положении эфталитов достаточно много, но они часто противоречивы. Прокопий Ксерарийский называл эфталитов "белыми гуннами" и приводил основания, что эфталиты и гунны- это различные народы. Вместе с тем он ничего не говорит о происхождении эфталитов. Китайские источники содержат много версий происхождения эфталитов, одного в них нет единогласия. Сведения китайских источников можно разбить на следующие группы: а) эфталиты- разновидность юеджей; б) эфталиты- ветвь тюркских племен гаогюй; в) эфталиты происходят от племен чеши (Тюрфан); г)они наследники Кангюя.
Базируясь главным образом на различных вариантах китайских версий, западно европейские и русские ученые выдвинули множество теорий об энической принадлежности эфталитов. Некоторые рассматривают эфталитов как потомков юечжей (П.И. лерх, Н.И. Веселовский), по мнению других они происходят от гуннов, принадлежат к числу древних тюрков или монголов. Есть теория об их ираноязычном происхождении (В.В. Бартольд). При этом сторонники теории о гунно-тюркской этнической природе эфталитов объсняют наличие, безусловно иранских слов в эфталитском языке тем, что в этот язык, первоначально тюркский (или монгольский), проникли элементы языка подчиненного ими ираноязычного населения (Ф. Альтхайм, Э. пуллейблэнк).
Допускают различные толкования и имеющиеся в китайских источниках краткие упоминания о языке эфталитов.
Необходимо также остановиться на вопросы о месте сложения эфталитов. Здесь также имеется много теорий. Следуя то одной, то другой версии китайских источников, исследователи помещают место происхождения эфталитов то на Алтай, то в Восточный Туркестан и т.д. Оригинальной является теория о происхождении эфталитов из Бадахшана (К. Еноки, Л.Н. Гумилев).А.Н.Бернштам, говоря об этногенезе и сложении государственности у эфталитов, указал на два центра: средняя и нижняя Сырдарья, с одной стороны; верхний бассейн Амударьи- с другой Б.А. Литвинский пришел к выводу, что в сложении эфталитских племен существенную роль сыграли племена предгорных районов Ферганы. С.П. Толстов считает, что эфталиты-потомки приаральских сако-массагетских племен, которые между I в. до н.э. и IV в. н.э. смешались с проникшими сюда из Семиречья и более восточных районов хуннами и восприняли от хуннких племен тюркский язык.
В целом можно сделать вывод, что эфталиты, сложившись на древнем среднеазиатском субстрате с определенной примесью тюркских этнических элементов сыграли некоторую роль в формировании тюркоязычной народности.
Но, несомненно, что переселение крупных массивов тюрко-язычных племен на территорию Средней Азии начинается со второй половины VI в. н.э., когда отряды Тюркского каганата захватили после разгрома эфталитов власть в Среднеазиатском междуречье. С этого времени тюркоязычное племена играют все более заметную роль в этнической истории Средней Азии, в процессах этно-и глоттогенеза (от греч. -язык) на ее территории (особенно в северных и северо-восточных, а затем и южных областях). А.Н. Бернштам относил начало этого процесса на территории Ферганы к VIIв. н.э., Е.А. Давидович и Б.А. Литвинский - к несколько более раннему времени (VI-VII в.в.). О наличии тюркоязычного населения в Хуттале сообщает Хой Чао, сведения которого относятся к 726-727 г.г.
Тюрки, государственное объединение которых находилось далеко от границ Средней Азии, на Алтае, известны в письменных источниках под разными, хотя и сходными названиями. Китайцы называли их "туцзюе", что должно было отражать название тюрков в языке монголоязычных жуханей-"тюркют"; сами же тюрки, судя по их надписям, называли себя "тюрк", согдийцы и персы-"тюрк".
Значение этого этнонима разными учеными толкуется по-разному. В свое время В.В. Бартольд писал, что слово "тюрк" не является в полном смысле этническим. В орхоне-енисейских надписях (тюркоязычные надписи на скалах, каменных плитах, бытовых предметах VII-XI в.в. в Монголии, Южной Сибири, Средней Азии) и позднее оно служило для обозначения политического объединения разнородных племен. Эту точку зрения разделяли А.Ю. Якубовский, А.Н. Бернштам и С.П. Толстов. Последний показал эволюцию термина "тюрк" от значения "возрастной класс молодых, неженатых воинов (тюркон) "к понятию "войско, "племенная аристократия", и наконец, к значению собирательного имени для народов, вошедших в политическое объединение тюркоязычных племен. Л.Н. Гумилев утверждаел, что "тюркют" означает "сильный", крепкий". Легендарная же версия сводится к тому, что горы Алтая, напоминавшие круглые шлемы, и определили название "туцзюе" (тукуе), что означало "шлем". По мнению некоторых историков, это племя возглавляло каганат.
Таким образом, с завоевания областей Средней Азии Тюркским каганатом количество тюркоязычного населения здесь особенно увеличивается; как уже отмечалось, крупные массивы тюркских племен переселяются на территорию Средней Азии, что отразилось на ее этнической карте, привело к возникновению новых этнических образований. Границы между ними были отнюдь не непроницаемыми, этническая диффузия проходила постоянно и непрерывно, причем не только между однородными в культурном отношении массивами, но и между разнородными, скажем, между оседлыми и кочевыми. В результате группы тюркского населения проникли в оазисы, часть их осела, перешла к земледелию; другие занимались скотоводством на окраинах оазисов; тюркское население появилось и в городах; многими владениями продолжали управлять и после крушения каганата династии тюркского и смешанного происхождения. В источниках зафиксированы смешанные браки.
Существенно также то, что разноязычные этнические массивы, находящиеся в территориальной близости, вступали в теснейшие культурные, экономические и межгрупповые контакты. Это приводило к различным формам взаимного усвоения элементов культуры и хозяйства или всего культурно-хозяйственного комплекса, созданию форм взаимосвязанного хозяйственного уклада.
Например, очень значительным был тюркский вклад в характер среднеазиатского ремесла. Как показывают археологические материалы, у тюрков еще до прихода в Среднюю Азию было высокоразвитое ремесленное производство. Их металлические, и в частности ювелирные, изделия, вооружение и украшения были высокого качества и отличались большим своеобразием. Под влиянием тюркской торевтики (искусство ручной рельефной обработки художественных изделий из металла), на базе местных протипов происходит оформление некоторых специфических форм согдийской и ферганской керамики, например, великолепных глиняных кружек, а также наборных поясов и т.д.
Значительный импульс получило среднеазиатское военное дело, обогащаясь вооружением и тактическими приемами, привнесенными тюрками. Очень велико было воздействие на разные стороны быта: в произведениях искусства того времени часто изображались тюрки. Имело место взаимовлияние тюркской народной поэзии и эпоса и эпоса и литературы оседлых среднеазиатских народностей. Пришедшие в Среднюю Азию тюрки принимали активное участие в религиозной жизни и создании культурных ценностей, являлись вместе с исконными жителям творцами культурного фонда, который является общим достоянием среднеазиатских народов. Уже в рассматриваемую эпоху не только начинается, но и интенсивно протекает синтез обычаев, верований, обрядов и культур ирано-язычных и тюркоязычных народов Средней Азии.
Следует также отметить, что благодаря тесным контактам и взаимодействию между местными этническими группами и тюркоязычными, появились новые явления в их языковой жизни: утрата своего языка, появление частичного или полного двуязычия и др. Например, в восточных областях Средней Азии (особенно в Семиречье) и в Восточном Туркестане, где издавна существовали многочисленные согдийские колонии, согдийская речь вытеснялась постепенно тюркской.
Таким образом, тюркский этнический элемент в VII-VIII в. в. прочно входит в состав среднеазиатского общества. Так постепенно складывались предпосылки формирования тюркоязычной народности. И помешать этому процессу не могло начавшееся в конце VIIв. завоевание Средней Азии Арабским халифатом. Более того, в 712-713 г.г. против арабов выступила совместная коалиция Тюркского каганата и трех крупных, тогда еще не подчиненных арабам государств: Согда, Чача и Ферганы, что в еще большей степени способствовало сплочению местного населения с тюркоязычным. Не случайно поэтому арабский наместник Кутейба ибн Муслим в 714г. совершает поход в сторону Исфиджаба (современный Сайрам, неподалеку от Чимкента). Его не столько интересовало торговое значение этого центра, сколько его стратегическая роль: захватив Исфиджаб, Кутейба надеялся перерезать основные пути, по которым двигались тюркские отряды на помощь своим среднеазиатским союзникам. Совместные действия согдийцев, ферганцев и тюрок против арабских завоевателей имели место и в 720-722 г.г.
Вместе с тем, нельзя отрицать и того факта, что арабское завоевание, в свою очередь, повлекло за собой сложные и противоречивые этногенетические и культурные процессы на территориях, вошедших в состав халифата. На Ближнем Востоке и в Северной Африке значительные этнические массивы "арабизировались". В Средней Азии этого не произошло, но арабы проводили активную колонизационную политику в захваченных областях, причем уже на первом этапе завоевания. По словам Белазури, в 671г. на северный берег Амударьи, т.е. в Мавераннахр, были отправлены 50 тысяч арабов, жителей Басры, Куфы и их окрестностей. Едва ли можно сомневаться, что переселенцы эти входили в состав арабского войска, но сам факт отправления их с семьями указывались указывает на то, что их намеревались использовать как колонизаторов Средней Азии.
По-видимому, ко времени арабского завоевания следует отнести и колонизацию арабами некоторых самаркандских рустаков (сельских округов). Во всяком случае, еще в X в. арабские географы отмечают, что среди сельского населения в районах Самарканда были и арабы. Так, Истахри и Ибн Хаукаль говорят, что арабы из племени Бакра ибн Ваиля владели большей частью селений рустака Ведар. Имеются также сообщения об устройстве арабских колоний в Чаче и Фергане, но у исследователей есть основания сомневаться в достоверности этой информации. Так или иначе, но за время завоевания (до конца VIIIв.) на территорию Средней Азии переселилось довольно значительное количество арабских этнических элементов, которые взаимодействовали с местным и тюркоязычным населением. Источники и в данном случае фиксируют смешанные браки, которые поощрялись арабской администрацией Мавераннахра, особенно между арабской военной элитой и местными дехканами.
Свое господство в Средней Азии, как и в других областях, вошедших в состав халифата, арабы старались упрочить с помощью исламизации населения, которая сопровождалась распространением арабского языка, считавшегося священным: лишь тот, кто его знал, мог читать Коран и богословскую литературу. Так же как латинский язык в средневековой Европе, арабский язык на территории халифата становится почти универсальным научным языкам (лишь позже вновь развивается научная литература на местных языках). И хотя народы Средней Азии сохранили родной язык, арабы, чтобы свети на нет влияние других религий, уничтожили здесь религиозную литературу, особенно зороастрийскую. В результате не только религиозная, но и светская литература народов Мавераннахра, в том числе произведения согдийской, хорезмийской письменности, почти совершенно исчезли.
Однако следует учесть, что каждый из входивших в халифат народов, включая народы Средней Азии, имел значительное этническое культурное своеобразие, самобытность, определявшуюся его собственными культурными традициями и социально-экономическими факторами, которые, особенно с конца IX-Xв.в. , приводят к постепенной культурной дезинтеграции. И если в IX и в начале Xв. ирано-язычное население Мавераннахра не писало на своем родном языке, то уже в середине Xв. положение меняется, и таджикский литературный язык, дошедший в малоизмененном виде до нашего времени, переняв свой алфавит от арабской письменности, начинает отвоевывать себе позиции в литературе, особенно в поэзии.
Следует также подчеркнуть, что в XI-XIIв.в. вновь значительно усиливается приток тюркоязычного населения в Среднюю Азию. В Мавераннахре и до этого времени жило немало тюрков, больше в Шаше и Фергане, меньше- в долинах рек Зеравшан и Кашкадарья. В VIII-IХв.в. тюркские элементы особенно интенсивно проникали на территорию Ферганы и Шаша, отчего население сельских местностей этих областей и было раньше тюркизировано в языковом отношении, по сравнению с населением на территории Согда. Если в Фергане с VIII в. были сильны карлукские элементы, то в Шаше доминирующую роль играли огузские. По словам Ибн Хаукаля, арабского географа (вторая половина Хв.), около тысячи семейств тюрков, принявших ислам, перешла с востока в район между Фарабом, Кенджидой и Шашем, т.е. к юго-западу от современного Чирчика. По-видимому, этими тюрками были огузы из числа проживающих по правому берегу Сырдарьи. Насколько в Шаше сильны были огузские элементы, отражено, между прочим, и в узбекском фольклоре, согласно которому огузы упоминаются в числе предков узбекского народа . (В конце Х в.в часть огузов стала именоваться туркменами). Наряду с огузскими элементами в тюркизации сельских местностей Шаша в предшествующее время сыграли роль тюргеши.
Тюрки занимали важное место в административном аппарате Саманидского государства, в его армии (гвардия тюркских гулямов) и т.п. Возникают тюркские династии (например, Газневиды).
Но основная масса тюркских племен в Х в. находилась еще в Семиречье. Вместе с тем, во многих местах, особенно в городах, имелись еще и значительные остатки согдийского населения, осевшего здесь в связи с согдийской колонизацией V-VIIв.в. Начинались согдийские колонии у Чимкента и тянулись на восток вплоть до китайской стены.
Согдийцы владели высокой техникой земледелия и ремесла, активно участвовали в караванной торговли по "шелковому пути". Оказали свое влияние согдийцы и на окружающие их тюркские народы-сначала на остатки тюргешей- племена аргу и тухси, а потом на карлуков. Это влияние сказалось главным образом на тех группах тюрков, которые, по целому ряду причин, переходили на оседлое положение, поселяясь в сельских местностях и даже в городах. Входя в непосредственное соприкосновение с ними, согдийцы передавали им свой богатый культурный опыт в разных областях деятельности.
Однако воздействуя на тюрков, согдийцы в свою очередь подпадали под их встречное влияние. Будучи небольшими земеледельческими островками в огромном тюркском кочевом мире, согдийские колонии постепенно теряли свою культурную, этническую обособленность (что являлось следствием смешанных браков), утрачивали свой язык и т.д. Так, во времена Махмуда Кашгарского (XI в) жители городов Семиречья, в частности Баласагуна, "приняли одежду и нравы тюрок", причем говорили они и по-согдийски, и по-тюркски, и не было людей, которые говорили бы только по-согдийски (тоже самое-жители Тараза и Исфиджаба). Отсюда явствует, что со второй половины XI в. согдийцы Семиречья были двуязычными и что они постепенно растворились в тюркской этнической среде.
Географы Хв. и Махмуд Кашгарский одинаково отмечают, что в то время у тюрков в Семиречье и на Сырдарье имелись города, в известной части согдийского происхождения, пережившие отмеченный выше процесс тюркизации. Какие же тюркские народности и племена жили в Семиречье и по Сырдарье, в пограничных с Шашем районах?
Максиди указывает, что Берукет и Баладж-два города, находившиеся недалеко от Исфиджаба (к западу от него)- являлись крепостями против огузов. Это был самый восточный район расселения тюркмен-огузов вXв. Основная же масса их жила на нижней Сырдарье. В VIII-IX в.в. складывается конфедерация огузских племен, а затем государство Сырдарьинских Ябгу (IX-X в.в.), в состав которого кроме огузов входил ряд зависимых племен: канглы, печенеги, абдалы, сарыки, приаральская группа карлуков и др. Некоторая часть огузов в VIII-IX в.в. расселилась в Среднем течении реки Зеравшан, в Хорезме и Ташкентском оазисах. Основным за снятием их было скотоводство. Многие огузы, перейдя к оседлости, навсегда остались на занимаемых ими территориях и принимали участие в формировании тюркоязычной народности, внеся в разговорный тюркский язык огузский диалект. Впоследствии огузы участвовали в создании государства Сельджукидов.
Определенную роль в этногенезе узбеков сыграли и племена канглы, образовавшие еще в VIв. в районе Сырдарьи крупный племенной союз, объединявший различные тюркоязычные племена и просуществовавший до середины VIIIв. В 70-х г.г. VIIIв. Он распался под натиском двух племенных объединений -огузов и карлуков, и отчасти арабов. Значительная часть кангалыйцев переселилась в среднеазиатское Междуречье.
Наиболее значительным племенем Семиречья в Xв. были карлуки, кочевья которых тянулись на огромном расстоянии- от долины Таласа до реки Тарии в Восточном Туркестане. Кочевья эти во многих местах шли вдоль караванного пути и с юга обходили Иссык-Куль. Требовалось 30 дней, чтобы пройти караванным путем от западных границ карлукских владений до восточных. Карлуки доминировали в Семиречье еще с 766г., когда после разгрома тюргешей захватили власть на этой территории. В середине IXв. они образовали свое государство, в которое вошли значительная часть Семиречья, Восточного Туркестана и горные районы Ферганы. В рамках карлукских владений происходила консолидация подвластных карлукам племен и переход значительной их части к оседлости.
Наиболее содержательную характеристику карлуков конца Хв. дает безымянный автор "Худуа-ал-алема". По его сведениям, карлуки владели наиболее цветущей страной из всех, которые принадлежали тюркским народам. В стране этой имелись текучие воды и был умеренный климат. Жители ее, карлуки, были достаточно культурны. В их стране находились не только селения, но и города. (Из карлукских городов надо отметить прежде всего Кулан и Мерке). Среди карлуков уже произошло расслоение на классы; различались они и по роду хозяйственной деятельности: одни занимались звероловством, другие-кочевым скотоводство, третьи-земелделием.
Вторым крупным тюркским племенем Семиречья были чигили, расселившиеся главным образом на северо-востоке от озера Иссык-Куль, хотя жили и в районае Тараза. Гардизи указывает более широкие границы распространения чигилей. По его словам, "все окрестности Иссык-Куля были заняты чигилями". Согласно "Худуд-ал-алему", чигили жили в шатрах носили войлочные шапки, владели большими стадами коров, быков, баранов, лошадей, поклонялись солнцу и звездам. Так же, как и карлуки, они имели города и селения, были народом богатым, хотя и менее культурным. Махмуд Кашгари считает, что слово "чигиль" обозначает "имя трех групп тюрков". Первая из них живет в Куясе за Барсаганом, а этот на юг от озера Иссык-Куль, вторая - близ Тараза, где и находится их город Читиль". Место проживания третьей группы он не указывает.
Третьим тюркским племенем, частично захватившим Семиречье, были ягма, жившие на юг от озера Иссык-Куль, по направлению к городу Кашгару, причем большая часть их кочевий находилась в Восточном Туркестане. В "Худуд-ал-алеме" племена ягма описываются, как наименее культурное из тюркских племен. Среди ягма слабо было развито земледелие, но зато среди них много было звероловов, которые охотились за дичью и добывали пушнину. Главное их богатство заключалось в стадах лошадей и баранов. Ягма были известны как наиболее воинственные среди других тюркских племен.
В юго-западной части Семиречья в Х в. еще проживали остатки тюргешей, известных как племена тухси и аргу- наиболее культурная часть семиреченских тюрков, более всех подвергшаеся воздействию со стороны согдийцев. Многие из них уже перешли к оседлости, жили в городах. Махмуд Кашгари к области расселения аргу причисляет культурные земли вокруг Исфиджаба, Тараза и Баласагуна.
В конце Х-начале XIв. Наблюдается новая волна вторжений и переселений тюркских племен, прежде всего тюрков Семиречья и Восточного Туркестана, в Среднюю Азию. Разгромив Саманидов, они создали огромное государство, включившее в себя, кроме указанных территорий, и Мавераннахр. Это государство, известное в исторической литературе как Караханидское, сыграло важную роль в истории Средней Азии. В государство Караханидов входили карлуки, чигили, ягма, уйгурские племена, аргу, тухси, кипчаки, огузы и др., причем ведущую роль играли карлуки и уйгуры. Махмуд Кашгари в его знаменитом труде "Диван лугат ат-тюрк" относит к тюркам, жившим в Караханидском государстве, 20 различных племен.
С установлением власти Караханидов в Шаше, Фергане, Согде и др. областях Средней Азии сюда началось переселение массы тюркоязычных племен. Исследование письменных источников показывает, что в XI-XIIв.в. тюркское население составило в Средней Азии не отдельные островки, а значительный пласт, особенно в северных и отчасти в южных областях страны, где он был (или становился) преобладающим. Получает распространение язык тюркского населения Караханидского государства, который лингвисты характеризуют как карлукско-уйгурский, постепенно вытесняя языки местного населения. Ранее говорилось об утрате своего языка и возникновении двуязычия у согдийцев. Как происходил этот процесс в более поздний период, можно рассмотреть на примере Хорезма (хотя он и не являлся составной частью Караханидского государства).
По свидетельству великого ученого Средней Азии, хорезмийца по происхождению, Беруни, "природным" для него был хорезмийский язык. Фразы, даже целые диалоги на восточноиранском хорезмийском языке встречаются, как известно, еще в сочинениях XII-XIIIв.в. Однако в этих же сочинениях встречаются и тюркские слова и цитаты, что указывает на наличие в Хорезме XIIв. определенного (вероятно, довольно значительного) количества тюркоязычного населения. Такой вывод подтверждается и свидетельствами современников, например, Плано Карпини, посетившего Хорезм в 40-х г.г. XIIIв. и сообщающего, что в Хорезме говорят, "по-команки" (т.е. на одном из тюркских наречий). Надо полагать, что к этому времени большинство коренного населения Хорезма было двуязычным, причем тюркская речь преобладала над хорезмийской. После XIII-XIVв.в. никаких сведений о хорезмийском яз ыке уже не имеется. Видимо, вскоре после этого времени он был окончательно вытеснен тюркскими диалектами, и ираноязычное в прошлом население Хорезма перешло полностью на тюркскую речь. Развившиеся на хорезмийском субстрате тюркские (узбекские и туркменские) говоры вобрали в себя некоторые количество древних хорезмийских слов (агпа, уав, и т.п. в узбекских говорах современного Хорезма).
Таким образом, тюркский этнический элемент в XI-XIIв.в. становится преобладающим на большой части Средней Азии; в культурной жизни среднеазиатских народов, даже в культуре городского населения, имеются зримые черты тюркского вклада и тюркского влияния. Тюркский язык того времени, карулукско-уйгурский (фонетические, морфологические и лексико-грамматические особености его запечатлены в таких памятниках, как "Кутадгу билик" Юсуфа Баласагуни, соответствующих разделах "Диван лугат ат-тюрк" Махмуда Кашгари), явился языком-основой, после распадения и на базе которого развился в Средней Азии послемонгольского времени староузбекский язык, очень тесно связанный со своим предшественником.
Рассмотренные нами огромные изменения в этнической жизни народов Средней Азии, происшедшие за период- с последних веков до нашей эры и рубежа нашей эры по XIIв. Включительно-позволяют сделать следующий вывод: в результате происходивших на протяжении тысячелетия почти беспрерывного проникновения в пределы Средней Азии тюркоязычных племен и тюркизации ираноязычного населения северных районов Средней Азии к X-XII в.в. на территории Мавераннахра сформировалась тюркоязычная народность, получившая впоследствии название узбеков. Так завершился второй этап этногенеза узбекского народа, когда сложился его второй этнический пласт, имеющий решающее значение в этом процессе.