Главная История Азии. История Узбекистана Средние века Эфталитское государство на территории Средней Азии.

postheadericon Эфталитское государство на территории Средней Азии.

Эфталитское государство на территории Средней  Азии.

 

В период экономического и политического упадка наблюдавшейся в Кушанском царстве(3 в н.э) на территорию Средней Азии приходят кочевые племена именовавшие себя Эфталитами. В середине 5 века завершается формирование нового мощного государства на территории Ср.Азии. Китайцы называли племена Эфталитов  Е-да или И-да армяне Хептал, Хеттал и Теттал, арабы Хейтал, греки Абдел, кушаны и византийцы считали их белыми гуннами в связи с белым цветом кожи оседлым типом жизни и более высоким культурным уровнем по сравнению с кочевниками.
Считается что Эфталиты это племена приаральских массагетов смешавшихся с гуннами (хуннами).Слово Эфтал, Эфталит упоминается в Латинских источниках, где они называют себя в честь одного из своих царей Эфталана (Вахшунвар), существует также и такая версия, что слово Эфталит произошло от слова хафт (семь) т. е седьмое племя массагетов. Долгое время они воевали с Хионитами за устье Амударьи. Но более известны они как противники (враги) Сасанидского Ирана (Персии). Истории известны три похода (причем все они были для него не удачными) царя Пероза из династии Сасанидов на государство Эфталитов. Результатом первого похода стал плен Пероза уплата выкупа и уступка приграничного города Талкана. Второй поход тоже не удачный.

Эфталиты потребовали выкуп в 30 слонов груженных серебром, однако персы собрали только 20, в результате чего Пероз был вынужден оставить в заложники своего сына. В 484 г. был организован последний третий поход,  где Пероз угодил в «волчью яму» и погиб. Наследника Пероза (его звали Кавад)  воспитывали  Эфталиты,  в последствии он женился на дочери правителя эфталитов и был отпущен в Иран и исправно платил дань. Во время восстания Маздака в Иране Кавад сначала поддержал его надеясь видимо расправится с родовой знатью но потом  сам сбежал, к эфталитам . В 502 г. Кавад в союзе с эфталитами предпринял поход против Византии в 506 г. Эфталиты получили свою часть византийского золота. Таким образом, в результате почти не прерывных войн Эфталиты создали крупное государство, закрепив за собой всю Ср. Азию, Восточный Иран, Северную Индию и Восточный Туркестан. Сын Кавада Хосров 1 Ануширван выплачивал эфталитам дань серебром однако в 554 г. воспользовавшись натиском тюрков он отнял Тохаристан.

 


Для государства эфталитов характерно:
1. Конфедерация полунезависимых владений. Чеканили свою монету, верховная власть принадлежит царю (эфтаналь).
2. Эфталиты после завоевания городов перешли к оседлому образу жизни.
3. Экономика:
А) развитие ремесла и земледелия. Ремесло: гончары, обработка металла, изготовление орудий труда, оружия, украшений;
Б) сельское хозяйство – поливное: рис, маш, горох, пшеница, ячмень, просо;
В) внутренняя торговля пришла в упадок: в начальный период правления эфталитов города разрушены. В нач. 6в. – новая городская культура.Внешняя торговля благодаря Великому Шелковому Пути сохранилась. Торговля особенно с Китаем (импорт: шелк, лекарства, зонты; экспорт: изделия из драгоценного стекла, драгоценные камни).4. Письменность: согдийское письмо, письмо брахми, бактрийское письмо (греч. язык).

В период эфталитов рабовладельческое общество начало разлагаться, появилась знать, которая овладевала землями. Стали создаваться предпосылки к созданию феодальных отношений. Эфталитское общество имело четкую имущественную дифференциацию. Столицей Эфталитов был город Пайкент либо Балх жили в основном в городах в период царствования наблюдался процесс разложения рабовладельческого общества (и по теории общественно-экономических формаций следующим этапом стал строй феодальный) на территории Ср. Азии начали складываться феодальные отношения. Не смотря на зарождение феодальных отношений китайские источники сообщают что сохранялись у них пережитки первобытнообщинного строя так у братьев была одна жена всех и по количеству углов на шапке жены можно было судить о количестве братьев,  но богатые могли себе позволить многоженство сохранялись также пережитки родового строя у самых богатых и знатных людей было много друзей после его смерти они отправлялись за ним - ложились в гроб живыми.

В связи с изменением общественно- экономического строя с упадком старых городов наблюдается укрупнение усадеб замков происходит формирование нового типа городов «городов замков» пример Ок тепа (Юнус Абад). Эфталиты принимали большое участие в международной торговле по великому шелковому пути с Ираном Византией Индией и Китаем. Торговали шелком стеклом пряностями драгоценными камнями красками в обращение были Сасанидские и местные монеты. Местные монеты назвали «монет Бухар Худат». Китайские хроники упоминают что Эфталиты в бою применяли преимущественно «палицы». Религиозные верования были многообразными, зороастризм был свой видоизмененный местный не такой как в Иране здесь почитали Сиявуша (основатель Бухары по легенде) самостоятельно существовали культ Вахша Митры Анахит учение Маздака (его учение говорило о том что все люди не смотря на происхождение равны также призывал все взять и поделить позже его учение подхватит последующем Муканна) распространялся Буддизм, Христианство. Завоевательные походы привели царство Эфталитов в упадок а вместе с ним  производительных сил и уменьшению числа городов. Зарождалась родовая знать одновременно быстро распадалось общинное земледелие. Разговаривали на смеси тюркского и иранского языка. За два века активного существования Эфталиты проводили сильную созидательную политику которая позволила перейти на новую ступень исторического развития Ср.Азии.