postheadericon Храм Иоанна Предтечи в Керчи

Храм  Иоанна Предтечи в Керчи

 

 

Восьмое столетие от Рождества Христова стало для византийских колоний в Крыму своего рода историческим перекрестком. Древний Пантика-пей — предшественник Керчи и некогда столица Боспорского царства — переживал состояние «вялотекущего упадка». После гуннского разорения (IVв.) он сумел восстановиться, но на «столичный» статус уже претендовать не мог.

 

Кочевники и язычники (в VIII веке, впрочем, начавшие уже переходить в иудаизм), они к концу VII столетия контролировали практически весь степной Крым. Неудивительно, что в какой-то момент «сферы влияния» хазар и византийцев пересеклись. Отношения каганата и империи были сложными из-за интриг свергнутого императора Юстиниана II в попытке
тром епархии, а этот статус обеспечивал культурное развитие... Однако не сложилось, и к VIII веку православный Пантикапей-Боспор попал под влияние Хазарского каганата.перемениться в веке шестом, когда амбициозный византийский император Юстиниан I Великий в рамках своего «проекта реставрации империи» направил в Пантикапей гарнизон с целью выстроить там крепость Боспор.

К этому времени город уже был не только крупным региональным «нервным узлом» торговли и ремесел, но и ценвернуть власть и своеволия кагана Ибузира, на сестре которого был женат Юстиниан...

Впрочем, в 732 году другой политический брак —наследника престола Константина с дочерью кагана Вирхора — перевел взаимоотношения двух держав в разряд скорее дружеских. Хазарская принцесса даже приняла православие, но... На самом деле культурное и экономическое развитие на Керченском полуострове в VIII—X веках определяли не греки, а хазары. Даже название у Керчи тогда было хазарское — Чарша, то есть попросту — «рынок». Падение каганата, разгромленного Древнерусским государством под предводительством князя Святослава (ок. 969) перенаправило город в орбиту славян. Два века он под названием Корчев входил в Тмутараканское княжество и служил «морским портом Руси». И лишь в XII столетии, под влиянием половецких набегов, Керчь вернулась «под крыло» Византии. Но ненадолго — до монгольского нашествия.

 

Керченская церковь Иоанна Предтечи считается древнейшим православным храмом на всем полуострове Крым. Создана она по образу и подобию храмов Византии. Такие «полосатые» здания белого камня с прослойками плоского кирпича возводили, чтобы сделать их более крепкими и надежными, способными выдержать любое землетрясение.

 

Существует версия, что храм Иоанна Предтечи возвели на месте старинной базилики. Скорее всего, она сгорела, когда из этих мест изгоняли хазар, поскольку на древней кладке исследователи обнаружили следы гари. Похоже, что из той, первой базилики, строители Пред-
Есть предание, что благословение давал Андрей Первозванный, но единого мнения о времени постройки нет. Кто строил керченскую церковь — неизвестно. Во времена Крымского ханства этот величественный храм служил мечетью. Большинство исследователей датируют храм IX—XI веками (хотя это, естественно, очень большой разлет). Древность храма подтверждают в первую очередь старинные амфоры VIII века, найденные в его кладке. Эти амфоры использовали в качестве голосников. В архитектуре часто применяли полые сосуды, помещая их горлышками наружу. Это и камень Голосники, колонна еченского храма взяли уцелевшие колонны.

Когда в Крым хлынули орды монголо-татар, захватчики превратили Иоанно-Предтеченский храм в мечеть. От той, мусульманской, эпохи осталось описание, сделанное арабским писателем Ибн-Баттутой. Он приезжал в Керчь в 1334 году и в своих путевых заметках рассказывал, что увидел церковь, направился Татары, генуэзцы и турки А еще керченский храм, предположительно, упоминается в надписи на Тмутараканском камне. Эта мраморная плита с высеченным на ней текстом на древнерусском языке сейчас хранится в Эрмитаже.

Надпись на камне гласит: «В лето 6576 индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутораканя до Корчева 14000 сажен». Некоторые специалисты считают, что подразумевается расстояние между Предтеченской церковью в Керчи и храмом Пресвятой Богородицы на Таманском полуострове (не сохранилась).
Кроме того, в храме есть колонна, поддерживающая свод, а на ней — надпись на греческом: «Здесь покоится раб Божий Кириак, сын Георгия. Преставился месяца июня 3 (дня) часа 10 (в лете) от Адама 6260» (то есть в 752 году). Основываясь на этой надписи, некоторые исследователи склонны датировать церковь VIII веком!


Позволяло облегчить давление на несущие конструкции здания и улучшало акустику. А в конце XV века в Керчи прочно обосновались турки. О них до сих пор напоминает крепость Еникале на южной окраине города. Существовали укрепления и на месте нынешнего городского центра. Побывавший в городе монах доминиканского ордена Эмиддио Дортелли Д’Асколи составил по итогам поездки свое знаменитое «Описание Татарии»: «Это очень большая, но стильная крепость.


Генуэзцы пришли на эту землю к концу XIII века, тогда город начал активно развивать торговые связи с внешним миром. При них Кор-чев стал крупным торговым центром, правда, все чаще его название произносили как Черкио или Керз (искажая название Корчев). Похоже, как раз тогда, при генуэзцах, Предтеченская церковь снова стала христианской.
к ней, застал в ней монаха и на одной из стен церкви увидел изображение мужчины в арабской чалме, опоясанного мечом, и с копьем в руке. Перед ним горела лампада. Я сказал монаху: „Что это за изображение?" Он ответил: „Это изображение пророка Али", — и я удивился его ответу». Удивление объяснимо: в исламе запрещено изображать пророков, тем более в мечетях, но здесь, в этих краях, мусульманские устои были абсолютно непрочны и впитали в себя традиции предыдущей религии. Скорее всего, в пророка Али превратили нашего, христианского Георгия Победоносца. кам, в которой есть алтарь с куполом, поддерживаемым четырьмя великолепными колоннами из мрамора. Наверху этого купола имеется очень много раковин, устричных и иных морских, вросших в камень, что они кажутся как бы находящимися на месте своего происхождения, местные жители говорят, ...что эта часовня найдена в море». Легенда о том, что церковь «вышла» из моря передавалась из уст в уста в разных вариациях. Скорее всего, на самом деле все обстояло так, как описывал протоиерей Пажимов в о рвами и стенами, хорошо содержимая, так как стоит на пути морских казаков, которые не раз пытались забраться в нее. Внутри крепости находится не очень большая церковь, во имя св. Георгия, принадлежащая грекам. К счастью, никакие переделки, которым храм подвергался за время своего существования, не смогли окончательно уничтожить, например, его фрески. Даже специфическая мусульманская штукатурка, замешанная на шерсти, не «убила» их. Фрагменты росписей сохранились по сей день. Специалисты полагают, что над ними в свое время трудились ученики самого Феофана Грека.


В любом случае, храм оказался внутри турецкого крепостного вала, и желавшие зайти в него должны были спускаться по нескольким ступенькам, вход был достаточно узкий и неудобный. Впрочем, греческая община была при турках весьма немногочисленна, так что содержать и ремонтировать храм было некому и не на что. Неудивительно, что он начал ветшать.
города крепостною стеною, и, чтобы помолиться в ней, христианам нужно было приплывать к ней на ялике, т. к. она была возведена на острове; будто она начала выходить с моря, по образовавшейся вокруг ее разной насыпи».

Становилось понятно, что храм необходимо не только ремонтировать, но и расширять. Так, в 1801 году с западной стороны появился придел. Примерно тогда же или чуть позже в южную стену вмонтировали древние надгробья — их нашли во время земляных работ в окрестностях Предтеченской церкви. В 1818 году их своими глазами видел адъютант Александра I. А. И. Михайловский-Данилевский. А уже через несколько лет был принят генеральный план архитектора Франсуа Шаля, и в Керчи, как и во многих других южно-русских городах, началась регулярная застройка.


Когда Керчь вошла в состав России, Предтеченскую церковь передали грекам, которые примерно в то же время стали активно селиться на южных границах империи. Заботу о греческих храмах тогда взяло на себя государство. Что же касается самой Керчи, то ее церковь очень долго оставалась единственным городским храмом, хотя жителей становилось все больше и больше. Так, в 1794 году, согласно клировой ведомости, при церкви Иоанна Предтечи значилось 48 дворов и почти четыре сотни прихожан. Церковь же по-прежнему разрушалась и к началу XIX века пришла в «крайнюю нищету и бедность».
На рубеже XVIII—XIX веков.

 

В исторической среде храм  Иоанна Предтечи в Керчи.


Ныне композиционный центр площади Ленина — сквер Славы с мемориалом Героев, открытым в 2008 году. Он посвящен четырем событиям Великой Отечественной войны: Керченско-Феодосийскому и Керченско-Эльтигенскому десантам, обороне Аджимушкая и освобождению Керчи от немецко-фашистских захватчиков. Вечный огонь мемориала Героев находится на одной визуальной линии с Вечным огнем на Митридате, подчеркивая таким образом композиционную связь горы и площади.

Здесь площадь является важным градостроительным акцентом на оси гора Митридат — Керченская бухта, а Предтеченская церковь, в свою очередь, архитектурно акцентирует ее юго-восточный угол, обращенный к морю. Храм «играет» при взгляде и с воды, и в сторону воды. Особо можно отметить эффектный ракурс, открывающийся с Митридата, единственное, о чем можно пожалеть, — с этой точки колокольня загораживает тело древней церкви.


Облик  Керчи не раз менялся. Свой след здесь оставили и древние греки, и греки средневековые — жители Византийской империи, и турки, и Российская империя с ее «модой» на регулярную планировку городов... Наследие этой регулярной классической планировки — бывшая Предтеченская площадь, с 1960-х годов носящая имя Ленина, но до этого успевшая побывать и Биржевой, и Таманской, и площадью Толстого. Она сформировалась в 1830-е годы на месте срытых турецких укреплений. Западную часть площади, у подножия Митридата, формируют здания XIX века. Самое внушительное, серое, выдержанное в духе «южной» эклектики (даже не без мавританщины) — бывшая Романовская женская гимназия (1885), здесь и ныне находится школа. Среди памятников гражданской архитектуры этот, возможно, самый же памятник детям города — жертвам войны (А. Сальников, 2003), стела с символом Пантикапея — грифоном, поставленная в честь 2600-летия Керчи (условно — точное время основания города неизвестно, поэтому стелу установили в первую попавшуюся «круглую дату» — в 2000 году)... Ну и, разумеется, памятник Ленину.

Храм  Иоанна Предтечи в Керчи

С севера на площадь Ленина выходят здания в стиле «советского ампира» — Драматический театр и Главпочтамт.
И.Я. Бута. А к северу — здание католического костела (изначально — храм для живших в Керчи итальянцев, в советское время... спортзал).интересный в Керчи. Южнее гимназии — еще одно старин ное здание, классический особняк XIX века, в котором размещается картинная галерея имени художника.

 

Обстроить и обустроить храм  Иоанна Предтечи в Керчи

 

После долгих лет заброшенности в судьбе Иоанно-Предтеченского храма наступил период постоянных реконструкций. Жителей в Керчи становилось все больше, церковь явно нужно было расширять.


Интересно, что одновременно с обновлением и реконструкцией Предтеченского храма, шло обновление всего города. В начале 1820-х годов,
Реконструкция Керчи, о том, что колокол сеи отлит на пожертвования некоего купца Григория Самохвалова.Строительство колокольни завершилось к 1845 году. Известно, что к середине 80-х годов XIX века на ней было шесть колоколов. Причем один из них, весом в 112 пудов, украшала надпись, сообщавшая
Несколько позже звонницу разобрали, и вместо нее построили новую колокольню. Между прочим, ее проектировал итальянский зодчий Александр Дигби. До того как приехать в Керчь, он уже успел сделать себе имя в Астрахани и на Кавказе, где занимал должности губернского архитектора. Поэтому неудивительно, что Дигби смог весьма органично вписать свою звонницу в ансамбль Предтеченского храма.
Писатель Гавриил Васильевич Гераков, посетив Керчь, оставил лаконичное замечание: «Пристройка, недавно сделанная для помещения большого числа христиан, также весьма красива».
том — звонница, северный притвор и западная пристройка. Путешественник, археолог и этнограф, швейцарец Фредерик Дюбуа де Монпере отмечал, что «ее (церкви — прим. ред.) портик с хорами имеет ширину большого нефа... он окружен с трех сторон высокими аркадами. Хоры освещены большим квадратным окном».Что же касается Предтеченского храма, то его было решено расширить. Так, сначала появились хоры, после в 1817 году в городе проживало не более шестисот человек, то через 15 лет их насчитывалось уже три тысячи. К тому времени архиепископ Гавриил успел убедить горожан возвести «приличный» храм. И в 1832 году строители заложили церковь во имя Пресвятой Троицы.

Согласно плану реконструкции Керчи, ее доминантой должна была стать как раз церковь Иоанна Предтечи. Но план чем-то не устроил власти, его отправили на доработку. А та, как это порой водится, заняла почти десять Последняя крупная реконструкция храма началась в конце 80-х годов XIX века. Тогда северную пристройку превратили в полноценный.

Перестройки конца XIX века


Этим своим правом храм поспешил воспользоваться, истратив на строительство почти девятнадцать тысяч рублей (большую часть этой суммы составили пожертвования прихожан). В результате в 1834 году церковь обнесли новенькой каменной оградой с двумя воротами, а рядом появились четыре больших магазина, выходивших на набережную, несколько лавок и один дом. Неудивительно, что уже через три года храм во имя Иоанна Предтечи стал самым богатым в Крыму. Благодаря своему состоянию, церковь содержала несколько приходских школ, а также некое профессионально-ориентированное учебное заведение.
лет. В итоге, храм оказался внутри одного из кварталов на Предтеченской площади. Зато получил право на застройку прилегающих территорий. дел, перестроив заодно и его крыльцо. В 1893 году обновленный придел освятили во имя святого Николая Чудотворца и великомученицы Екатерины, в память об избавлении.

 

После революции большая часть церковных построек, часовня над склепом предпринимателя К. И. Месаксуди, а также монументальные надгробия кладбища были сне-
Советское время. Непонятно почему, но уже в XIX веке наметилась странная тенденция: вместо того, чтобы серьезно взяться за реставрацию объекта (благо деньги имелись!) власти все время пытались обойтись, что называется, малой кровью: залатать и подкрасить на скорую руку. Сохранилась история о том, как исполняющий обязанности керченского градоначальника Иван Иванович фон Ден, «с негодованием видя древнюю церковь, из дикого камня построенную, почерневшую от столетий, мимо нее пролетавших, скорее велел ее обелить». Очень быстро такой, с позволения сказать, ремонт вошел в практику, и Предтеченскую церковь стали белить с завидной регулярностью вплоть до 30-х годов XX века.
Кстати, к началу этой реконструкции вокруг Предтеченского храма уже образовалось новое, современное кладбище. Более того, многие заслуженные горожане получали право быть похороненными в самой церкви.
В 1890-е годы вокруг храма начались очередные раскопки, сопровождавшиеся новым витком реконструкции, финансируемой на этот раз семьей известного керченского предпринимателя К. И. Месаксуди. Именно в это время под фундаментом нашли «мраморы и вещи, переданные по описи в Керченский музей древности», а недалеко от храма — несколько средневековых могил. Параллельно расширили к западу северный придел.
смерти наследника престола (будущего Николая II). Это событие, напомним, произошло в 1891 году в японском городе Отсу. Тогда на цесаревича напал религиозный фанатик.

Но началась война. Сначала по храму прошлись мародеры, потом, во время оккупации Керчи, в церкви возобновились было службы. К концу войны ее включили в состав историко-культурного заповедника. Святитель Лука Войно-Ясенецкий (о нем
Через семь лет комиссия по вопросам религиозных культов «внезапно» расторгла договор с греческой общиной. Тем не менее службы в церкви продолжались вплоть до 1937 года, когда храм окончательно закрыли, а само здание передали филиалу Центрального антирелигиозного музея Крымской АССР. Как бы парадоксально (возможно, даже кощунственно!) это ни звучало, но, как правило, передача храмов подобным музеям была едва ли не единственным шансом сохранить памятник архитектуры. С Предтеченской церковью так и получилось. Из республиканского бюджета сразу поступили деньги на покраску и штукатурку стен, обновление крыши, водостоков и раскрытие фресок, обнаруженных реставраторами Третьяковской галереи.
сены. Само же церковное здание в 1926 году попало в «Акт осмотра памятников древности Керчи». Согласно заключению ученых, храм не предполагалось ремонтировать, предписано было лишь тщательно изучить образ Иоанна Предтечи на предмет возможности реставрации. речь пойдет ниже) пытался добиться возвращения храма верующим, но власти предпочли отдать его музею — под лапидарную коллекцию. Справедливости ради стоит отметить, что и музей туда въехать долго не мог: на ремонт здания требовалось более 500 тысяч рублей, а взять их после В 1963 году храм наконец получил официальный статус памятника архитектуры республиканского значения... и рыбный рынок под своими стенами. До реставрации дело дошло лишь в 1970-е годы...
войны было неоткуда — приоритеты у государства в тот момент были, понятно, иные...

 

Возрождение традиций храм  Иоанна Предтечи в Керчи

 

До своего закрытия в советское время Иоанно-Предтененская церковь обладала большим 

Находится в развалившейся и едва заметной по рву крепости». А вот как описывалось истинное украшение храма — прекрасный резной иконостас: «...старого устройства... орехового дерева, украшенный позолотой и древней живописью». Резьба была выполнена в виде листвы. Сам иконостас имел пять ярусов, а царские врата были «прямые из двух Образ Николая Чудотворца.Что касается внутреннего убранства, то известно, что оно было скромным. Сохранилось письменное замечание о керченском храме, оставленное архиепископом Херсонским и Таврическим Гавриилом (1781—1858). В нем владыка, в частности, писал: «Церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи... самая древнейшая в Крыму,

К счастью, до наших дней сохранилась, пожалуй, главная святыня храма — камень с оттиском подобия человеческой стопы. Раньше его держали под специальным стеклянным колпаком. Но каждый год, в день храмовых праздников — доставали и заполняли водой. Люди верили, что эта вода целебна, что она может излечить от любых болезней. Еще бы — ведь считалось и считается до сих пор, что это след то ли Андрея Первозванного, давшего благословение на строительство храма и велевшего посвятить его Иоанну Предтечи, то ли самого Крестителя Христова.

Кроме того, в храме имелось немало драгоценной церковной утвари: серебряные греческие потиры с надписями, гладкий деревянный потир, серебряные брачные венцы, драгоценный запрестольный крест. Эксперты утверждают, что такое количество серебряных предметов свидетельствует о том, что Предтеченский храм когда-то был архиерейским или кафедральным собором.
Среди святынь в Предтеченской церкви имелось написанное от руки Евангелие, датированное XI веком, а также рукописный «Апостол» XII века — оба «писанные на пергаменте»; образ великомученицы Варвары, исполненный в 1703 году; древние подсвечники и паникадило. Особенно хочется отметить старинные иконы Богоматери и Иоанна Предтечи, «греческой живописи, столь древние, что дерево начинает уже приходить в истление». Более того, по описанию исследователя Керчи Христофора Зенкевича, сделанного в 1894 году, кипарисовая доска образа Иоанна Предтечи превратилась в подобие губки. Чтобы хоть как-то сберечь драгоценную святыню, ее поместили в специальный серебряный киот, украшенный самоцветами. Выносили икону только по большим праздникам, да и то с особой осторожностью, на специальных носилках.
Также, согласно дореволюционным описаниям, в центральной апсиде располагался престол во имя Иоанна Предтечи, в западной — жертвенник, а в правой — еще один престол в честь святой Екатерины.Створок, резные с столбцами, на них иконы в серебряных ризах, верх готический». К сожалению, судьба этих реликвий печальна. В первые послереволюционные годы их передали в Керченский музей древностей. А когда началась Великая Отечественная война, все раритеты, подлежащие особому хранению, эвакуировали на Северный Кавказ. Но и там их не удалось сберечь — здания, в которых хранились музейные коллекции, сгорели...

Молитва Предтече и Крестителю Господню Иоанну

Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но, совокуплялся с вой Небесными, молися ко Вла-дыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя, токмо к тебе, святый Иоанне... ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первый надесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи, обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением...

 

На этом типе покрытия хотелось бы остановиться более подробно. Полусферический «греческий» купол, как известно, по мере удаления от Византии дал иные формы — русскую луковичную главу или, скажем, характерный грузинский конус. Впрочем, исследователи (в частности, профессор А. С. Щенков) находят конические покрытия куполов и в византийском зодчестве. Так, у церкви Богоматери в Салониках видим и полусферы, и конусы. Таким образом, в Закавказье прижился второй иконографический тип (коническое завершение купола, скатные кровли), в России — первый (скругленные обводы перекрытий и куполов — известно же, что первые русские храмы имели купола-полусферы, а «луковицы» — это их позднейшая интерпретация).
легко заметить, что, несмотря на свои небольшие размеры, исходная византийская церковь подчеркнуто вертикальна. Разновеликость апсид и пониженных угловых частей четверика приводится к общему знаменателю благодаря сильно завышенным нефу и трансепту, образующим равноконечный крест. Исследовавший храм в 1867 году инженер Ры-дзевский счел сочетание вертикалей и горизонталей несколько несоразмерным, однако такой «перекос» позволил церкви, находящейся у подножия горы Митридат и визуально подавляемой ею, оставаться важной городской доминантой. Вертикальный порыв подчеркивается плоскими пилястрами и фактурными перспективными арками, выделяющими оконные и дверные проемы. Соответствует общему замыслу и изящный световой барабан с венчающим строение полусферическим куполом.
XI век) в Салониках — хороший пример византийской архитектурной школы, здесь видим сразу два типа покрытия куполов: полусфера у центрального и конусы у боковых.
Церковь Богоматери (Панагия Халкеон,Снаружитрехапсидного крестово-купольного храма, где единственный купол несут крестообразные своды, поддерживаемые столпами, которые, в свою очередь, передают нагрузку на колонны (об этом приеме и вообще о колоннах — чуть позже, когда речь пойдет об интерьерах). В результате переделок XIX века, когда церковь «обросла» двумя притворами и колокольней, облик храма как бы «расплылся», стал сложносочиненным, более горизонтально ориентированным и как бы «прижатым к земле». Но если абстрагироваться от поздних наслоений (сделать это просто, достаточно взглянуть на здание с юго-восточной стороны),

На первый взгляд в это трудно поверить, но да — это тоже «близкий родственник» керченской церкви Предтечи или, скажем, Покрова на Нерли...
С архитектурной точки зрения церковь, что называется, хрестоматийный пример четырехстолпного
Церковь Иоанна Предтечи считается одним из древнейших православных храмов не только Крыма, но и всей Восточной Европы. И таким образом являет собой связующее звено между «материнской» архитектурой Византии и зодческими школами, сложившимися после X века в православных державах, таких как Киевская Русь или Грузия.

Увы, этих икон больше нет. Но сохранились остатки древних фресок, вскрытые при реставрации XIX века. А реставраторы века двадцатого вернули бесхозный храм к жизни. Чтобы избежать разрушения сводов и барабана, пришлось укрепить его конструкции металлическим каркасом, его хорошо видно в интерьере церкви.
и Богоматери замечательны своей древностью и весьма старинной живописью, но наибольшей древностью отличается храмовая икона святого Иоанна Предтечи, поставленная в особом киоте у правой стороны солеи...»

.Церковь в XIX веке была расширена (разобрана западная стена с нартексом, устроен трехнефный притвор, позже еще один) и теперь состоит из двух частей: древнего храма и более обширной пристройки. В изданном в 1913 году «Путеводителю по Крыму» его автор, Г. Москвич, так описывает интерьер: «Церковь ниже уровня земли, и потому для входа в нее устроена лестница в восемь ступеней. Внутри древнего храма тяжелый свод поддерживается четырьмя темно-серыми колоннами с красивыми капителями коринфского стиля. Иконы Спасителя
лонн — храм мог быть сооружен на месте более древней культовой постройки, отсюда и «базиликальность». В доказательство приводят и элементы капителей, характерные для V века, и следы гари, датированные IX веком...ми — столпы... А вот дальше? Почему столпы опираются на колонны? Откуда вообще в интерьере колонны? Эти и другие, стоящие отдельно, с архитектурной точки зрения вообще ничего не несущие, но придающие храму сходство с базиликой? На этот вопрос исследователи отвечают по-разному. Кто-то указывает, что подобные «гибридные» храмы строились в отдаленных византийских провинциях. И Предтечен-ская церковь стоит в ряду особых сооружений, органически объединяющих в себе и базиликальную, и крестово-купольную архитектурные системы (такие сооружения, кстати, известны с IX века, поэтому сторонники этой версии, что называется, с порога отметают возможность появления Предтеченского храма в VIII веке). Но есть и такая версия происхождения Предтеченская церковь —типичный крестово-купольный храм, то внутри это не столь очевидно. Да, и в интерьере видим все характерные признаки крестово-купольной схемы, если смотреть сверху вниз: купол — крещатый свод — паруса, заполняющие пространство между подпружными арками.

 

Слои эпох храм  Иоанна Предтечи в Керчи

Керчь, производящая первое впечатление типичного портового «города-трудяги», на самом деле богата историческими памятниками разных эпох. Седая античность, турецкое владычество, имперское наследие — и, конечно же, героические годы Великой Отечественной. Обо всем трудно подробно рассказать в журнальном формате. Остановимся на самом важном..

 

Одолев все 432 ступени, попадаем в сердце загадочной столицы Боспорского царства. От античного города не так много осталось — вскрытые ходы, ряды древней валунной кладки да несколько возвышающихся «среди ничего» колонн с фрагментами аттика. Да, и еще — вырубленное прямо в скале кресло, где, по преданию, любил сидеть Митридат — властитель Понта, подчинивший своему могучему государству многие соседние державы, включая Бос-порское царство. А на месте давно утраченного дворца Митридата сейчас памятник совсем другим делам. Это обелиск Славы, воздвигнутый в честь освобождения Керчи в годы Великой Отечественной войны. Поставили его, что называется, по горячим следам — в 1944 году, всего через несколько месяцев после достопамятного события. Таким образом, он стал первым в СССР мемориалом, посвященным Великой войне — на тот момент еще не оконченной. Автор памятника — А. Киселев. 14 сен-вающиеся со смотровых площадок Большой Митридатской лестницы. За всем происходящим зорко следят воссозданные по остаткам старинных статуй каменные грифоны, ставшие одним из символов древнего Пантикапея...А Считается, что грифоны сторожат сокровища Пантикапея.лее ста лет (!) лестницу никто не реставрировал, ею вплотную занялись лишь советские архитекторы в 1960-е годы. Восстанавливали буквально по крупицам — и труд не пропал даром. Жителей и гостей города вновь радуют захватывающие виды, откры- каждого города есть свои «визитные карточки». Один из узнаваемых, «градообразующих» керченских образов — Большая Митри-датская лестница. Ведущая на вершину горы Митридат (названной в честь Понтийского правителя Митридата VI Евпатора, 134—63 гг. до н.э.), она, по замыслу своего создателя — уже известного нам Александра Дигби — должна была символизировать своего рода связь времен. 432 ступени соединяют античность (руины древнего Пантикапея, столицы Боспорского царства, раскинувшейся на вершине горы Митридат), византийское наследие — его символ Предтеченская церковь, и современную Дигби эпоху в лице классической Восьмиугольной площади. Архитектор возвел свое творение в 1833—1840 годах совместно с Георгием (Джорджо) Торичелли, также много строившим в Крыму. Несмотря на внушительную высоту — одолеть лестницу от начала до конца не так-то просто! — Большая Митри-датская быстро стала излюбленным местом для прогулок жителей Керчи. Увы, ненадолго — Крымская война не пощадила творение Дигби.

Передали музею, что теоретически должно было обеспечить зданию какую-никакую сохранность. Правда, музейные работники в 1951 году решили, как говорится, расширить площади — и расчленили внутренний объем храма межэтажнымТак случилось и в этот раз. Городская дума по какой-то причине раз за разом заворачивала прошения верующих о строительстве храма на Босфорской, и «времянка» обросла всеми атрибутами полноценного храма — домом причта, колокольней, церковно-приходской школой... Так Александро-Невский приход и встретил революцию. Дальше — «стандартная процедура»: храм закрыли

закрыли, решили возводить новый, большой — на Босфорской площади. А пока суд да дело, неподалеку построили простое здание, снаружи мало напоминающее церковь... впрочем, в качестве временной меры оно вполне годилось. Однако, как известно, нет ничего более постоянного, чем...В историческом центре располагается еще один храм XIX века — Александро-Невский, освященный в 1887 году. У этой церкви весьма печальная история и не менее тяжелая предыстория. Она возникла как «времянка» — молитвенный дом для прихожан, лишившихся своего храма: старое здание Александро-Невской церкви, возведенное в 1861 году на восточном склоне Митридата, быстро начало разрушаться. Храм
пожертвования местного купца, является памятником архитектуры эпохи эклектики. Кубическое тело храма осложнено с четырех сторон выступами, крытыми полубочками и замысловатыми завершениями фасадов, напоминающими по форме трехлопастные завершения четвериков новгородских храмов Средневековья. Но здесь четверик венчает не мощная глава, а невысокий шатер; впрочем, на то она и эклектика. Изюминка храма — его расположение; стоящий на Митридате, он виден из многих точек Керчи, практически из любого уголка исторической части города.Там же, на горе Митридат, находится еще один православный храм Керчи — церковь во имя святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. Небольшое шатровое здание, выстроенное в 1864 году на
Православные храмы Керчи
Октября 1973 года Керчи присвоили почетное звание города-героя.

Экзотический вид турецкой крепости Еникале. Далеко вынесенные за основной периметр, они фланкировали друг друга и не оставляли атакующим шансов пробраться в «слепую зону» под самыми стенами. В пятиугольнике стен располагались пороховые склады и арсенал, водяные хранилища, жилые помещения и мечеть. Оборонять все это богатство должен был гарнизон из 800 турок и 300 союзников — крымских татар...Турецкая крепость Еникале, украшающая одноименный мыс, была построена на рубеже XVII—XVIII веков. Что интересно, возводил ее итальянец Голоппо, принявший ислам. Крепость, поставленная в критической точке — в «бутылочном горле» Керченского пролива — фактически запечатывала его. Турки таким образом отреагировали на претензии «северного соседа» на выход к Азовскому морю: теперь, по замыслу османов, русские могли сколь угодно осваивать азовское побережье, это им ничего не давало — ведь выход в Черное море надежно закрывала Еникале. Это действительно была весьма мощная крепость, площадью более двух гектаров, расположенная, в соответствии со сложным рельефом, на нескольких уровнях. Пять полубастионов Еникале были способны противостоять артиллерийскому огню и ответить сами

Владычества, следует отправиться к дальним восточным пригородам Керчи — фактически, к самой паромной переправе.Чтобы увидеть интересный памятник архитектуры времен Османского царства.


Крепост

ь Еникале

 


Еще один исторический, 1907 года постройки, храм — Успенский — располагается в южных пригородах Керчи (поселок Аршинцево). Это простая по архитектуре, хотя и достаточно большая, пятиглавая церковь. А к северу от города, в селе Войково (в прошлом Катерлез) можно увидеть то, что осталось от Свято-Георгиевского Катерлезского монастыря, основанного в 1857 году на месте явления великомученика Георгия. Закрыли обитель в 1921-м, и уже очень скоро (удивительно скоро, в 1924 году!) разобрали на стройматериалы. Сейчас монастырь с трудом восстанавливается, возведены несколько корпусов и новодельный храм. Возрождаются традиции крестных ходов на гору Святого Георгия...
Храм вернули общине верующих в 1993 году, исторический облик более или менее восстановили. Историко-археологический музей находится тут же, в здании, примыкающем к Александро-Невской церкви с запада. Его, кстати, тоже обязательно нужно посетить. Гордость экспозиции — бесценная «золотая кладовая», собрание ювелирных украшений и монет античной эпохи и времен Средневековья.

Внутри сохранилось не так уж и много....Вот только самая внушительная на тот момент крепость Причерноморья в боях так и не поучаствовала. А после революции ей и вовсе пришлось довольствоваться скромной ролью полусклада-полутюрьмы.
Керчь по окончании строительства станет лучшей из всех существующих крепостей...только Черноморский флот, но и крепости на Черноморском побережье; вот тут-то и пригодилось «промежуточное» положение Керчи, поскольку Керченский пролив «официально» относился к Азовскому морю... Задачи новой крепости были, по сути, те же, что и у старой турецкой Еникале: запечатать вход в Азовскую акваторию. Разумеется, с поправкой на изменившиеся реалии военного дела. Возведение грандиозного фортификационного сооружения начал талантливейший инженер, герой Крымской войны генерал Э. И. Тот-лебен. На строительство ушло 20 лет (1857—1877) и 12 миллионов «тех», дореволюционных рублей. Получилось нечто вселяющее опасливое уважение: мощный центральный форт окружала система из люнетов, бастионов и капониров, соединенных подземными ходами, частично вырубленными в скале. Новая артиллерия не оставляла кораблям противника ни малейшего шанса войти в пролив. Тотлебен не без оснований рассчитывал, что крепостьС восточной оконечности города отправимся к южной — к мысу Ак-Бу-рун, от образчиков фортификации янычар обратимся к шедеврам русского крепостного строительства середины XIX века. Своим появлением крепость Керчь обязана поражению России в Крымской войне; нашей стране было запрещено.


Крепость Керчь

 

Требованиям не отвечает и поддерживать ее в качестве оборонной точки не имеет смысла. В XIX веке тут была уже не крепость, а военный госпиталь. Правда, в Крымскую войну 1853—1856 годов в Еникале вернули пушки, и она попробовала было «огрызнуться» на бороздившую Керченские фарватеры английскую эскадру, однако без видимого эффекта. Следуя древнему принципу «так не доставайся же ты никому», гарнизон уничтожил и пушки, и арсеналы. К концу XIX века Еникале пришла в полное запустение. В 1940-е годы разрушений добавила Великая Отечественная — в крепости вновь гремели бои... И только реставрация в советское время вернула к жизни (хотя и не возродила целиком) этот памятник турецкого оборонного зодчества — одну из экзотических достопримечательностей Крыма.Выглядела крепость грозно, но русским солдатам сдалась без боя. Летом 1771 года, с началом военных действий, гарнизон оставил твердыню, даже не дожидаясь подхода противника. Кючук-Кайнарджий-ский мир 1774 года закрепил Ени-кале и всю Керчь за Россией. Очень быстро выяснилось, что крепость безнадежно отстала от развивающейся военной науки, современным

За годы Великой Отечественной линия фронта четыре раза прошла по Керчи огненной косой. Осенью 1941-го город вроде бы удалось освободить от захватчиков в ходе Керченско-Феодосийского десанта; но ответным ходом немцев стала операция «Охота на дроф» (1942), ставшая для советских войск катастрофой. Эвакуироваться на «Большую землю» успели не все. Часть
И вот мы уже добрались до поселка Аджимушкай, переносящего нас из запредельного прошлого в героику XX века. Легендарный «подземный гарнизон»... Суровое и скорбное место. Назвать этот мемориал-музей «достопримечательностью» не поворачивается язык. Скорее, обитель памяти...

Ученые датируют Царский курган ориентировочно второй половиной IV века до нашей эры. Однако археологам не удалось обнаружить в нем ни захоронений, ни сколько-нибудь значимых артефактов. Почему так? На этот счет существуют две версии. Либо курган кто-то разграбил задолго до прихода археологов (что, в об-щем-то, не снимает вопрос — могли ли неизвестные гробокопатели вынести вообще все), либо захоронение по какой-то причине не состоялось, курган «не дождался» того, кому он был предназначен, и остался «бесхозным».трех. Его стены выложены уступами из тщательно подогнанных друг к другу каменных блоков; вместо свода стены сходятся под острым углом, таким образом, потолка, в привычном понимании этого слова, у коридора нет. Этот ход приводит собственно в погребальное помещение, квадратное в плане и перекрытое куполом — его образуют все те же сужающиеся кверху стены помещения. Высота насыпанного над ним холма — до 18 метров.Теперь перенесемся на север от Керчи... Не доезжая поселка Аджи-мушкай (о нем речь пойдет ниже), можно увидеть необычную археологическую достопримечательность — большой холм-курган, в который ведет длинный и узкий ход длиной более 30 метров, шириной — менее.


Царский курган

 

В подземельях хранили флотское имущество и держали «политических». Только в Великую Отечественную войну крепость Керчь использовали по назначению, тогда и подтвердились слова Тотлебе-на — несмотря на многочисленные попытки подорвать или разбомбить укрепления, они не поддались. Большей частью крепость сохранилась до наших дней, и сегодня, когда в ней больше нет ни флотских складов, ни дисциплинарных батальонов, она представляет собой интереснейший пример русского фортификационного искусства, предмет поучительной экскурсии. Вот только не стоит сломя голову лезть «за романтикой» в подземные ходы: хотя бы потому, что до сих пор не все из них известны. Это так, к слову.

Спустя четверть века, в 1967 году, по итогам длительных поисковых работ, в Аджимушкае открылся музей истории обороны каменоломен, а в 1982-м у входа в «подземный гарнизон» появился мемориал.лись держать врагов в напряжении и, насколько позволяли скудные силы и средства, наносили фашистам болезненные уколы... Специальные отряды по добыче воды в буквальном смысле этого слова высасывали живительную влагу из пористой породы. Считанными каплями, которых и так не хватало людям, приходилось делиться... с пулеметами — оружие старого образца с водяной системой охлаждения иначе отказывалось работать. И так продолжалось полгода — 170 дней без особой надежды на спасение (Керчь освободили только в 1944-м), но с твердым желанием не сдаваться врагу, нанести ему, по возможности, максимальный урон. Когда в последних числах октября 1942 года немцы все же вошли в каменоломни, в плен им удалось взять только 48 человек. Сорок восемь — из 13 тысяч спустившихся под землю весной...бойцов, а с ними партизаны, укрылись в старых каменоломнях Ад-жимушкая. С ними ушли и тысячи мирных жителей Керчи, развернув под землей настоящий город — с жилыми «кварталами», арсеналами, госпиталями... Начались долгие месяцы мучительной осады. Немцы полностью контролировали верх; они отрезали защитников Аджи-мушкая от ресурсов, а главное — от воды, подрывали и перекрывали выходы, закачивали в подземелья отравляющие газы (почему-то в последнее время приходится читать, особенно в западных книгах о войне, что немцы будто бы не использовали на фронтах Второй мировой химическое оружие — герои каменоломен могли бы поспорить с этими заявлениями). Со своей стороны, советские воины не пускали противника вниз и не давали ему расслабиться — совершали дерзкие вылазки.