postheadericon Бейбарс

Бейбарс

1229-1277

 

"Султан стоял среди своих товарищей, как солнце среди ярких звезд или как лев среди детенышей, которых он защищает. Он научился сражаться с неверными и вел священную войну и днем и ночью" Ибн абд аз-захир, «жизнь Бейбарса»

 

Султан Бейбарс может по праву  претендовать  на звание самого грозного воина средневекового исламского мира. Он начал свой путь рабом, про­данным на невольничьем рынке Сирии, а закончил тем, что стал основателем ди­настии Мамлюков — самой могучей силы в мире на протяжении более двухсот лет. В его жизни были и Крестовый поход Людовика Святого (1248—1254 годы), и разгром непобедимых до того монголов в битве при Айн-Джалуте (1260 год), и семнадцатилетний период правления в Египте и Сирии (1260—1277 годы).


Бейбарс

В то время как Саладин (ум. 1193 г.) являет собой символ борьбы мусульман с крестоносцами — воплощение рыцарского достоинства для Запада, и человек, отобравший Иеру­салим у христиан (1187 год) для современных исламис­тов, — на самом деле это Бейбарс разорвал железную хватку франков, державших побережье, и сделал их изгна­ние из Леванта практически неизбежным. Если в наши дни : Саладин покоряет общественное воображение, то до недав­него времени именно Бейбарс оказывал самое сильное влия­ние на умы. Кроме биографий, написанных при его жизни и по­сле смерти, в XV в. появляются первые упоминания о создании народного.эпоса «Сират Бейбарс» («Деяния Бейбарса»). В нем воспевается отвага, гуманность и благочестие героя, отполирован­ные до блеска согласно законам этого жанра. Эпос остается крайне попу­лярным в течение уже сотен лет; в начале XX в. по крайней мере тридцать про­фессиональных декламаторов читали его на улицах одного только Каира.

Происхождение мамлюков

 


Бейбарс

Основной особенностью режима Бейбарса и его преемников была главенству­ющая роль армии; сам султан был продуктом военного воспитания. Он родил­ся около 1229 года в семье тюрков-кыпчаков, которые бежали из южнорусских степей в Крым перед лицом надвигавшегося вторжения монголов. В юности Бейбарс был обращен в рабство, но его первый хозяйн вернул раба продавцу, обнаружив у него небольшое бельмо в глазу, а следующий отказался от покупки, заподозрив у юноши дурной глаз.

В возрасте 14 лет Бейбарс был задешево продан на невольничьем рынке Алеппо-местному эмиру, но уже через некоторое время он оказался в Каире при дворе ас-Саких Айюба, правителя Египта и наследника самого Саладина. За­тем он вступает в ряды -бахрийских Мамлюков .Элитного отряда армии, со­зданного Ашбёбом. Мусульманские правйтели давно использовали мамлю­ков (солдаты из рабов, буквальное, значение слова —«принадлежащий» купленных в Центральной Азии или в Крыму.

Среди них были отобраны юноши, которых отослали на нильский ост­ров аль-Рода, где они приняли ислам. Юные воины жили все вместе в казармах и интенсивно тренировались — если оставить в стороне их вероисповедание, то в других отношениях их можно сравнить с рыцарями военно-монашеских ор­денов, главной ударной силой христианских армий. После завершения обуче­ния бахрийские мамлюки были освобождены от рабства и сформировали дворцовую гвардию султана.

Один из первых случаев, когда этот отряд зарекомендовал себя с лучшей стороны, произошел во время битвы при Ман­суре в феврале 1250 года. Предыдущим летом король Людо­вик IX Французский (Людовик Святой) высадился в Египте, возглавив Седьмой крестовый поход, организованный лучше всех прежних; он прошел вниз по Нилу и угрожал непосред­ственно Каиру. Султан Айюб недавно умер, и 8 февраля кре­стоносцы пересекли реку, разгромили египетский лагерь, убили полководца, когда он принимал утреннюю ванну. Хри­стианская конница обрушилась на город Мансуру, совершив тем самым роковую ошибку; с Бейбарсом во главе мамлюков мусульмане перегруппировали свои силы. Мамлюки, назван­ные современником «львами в сражении и виртуозами фех­тования», перешли в отчаянное контрнаступление и рассеяли христиан. Загнав крестоносцев в ловушку тесных улиц Ман­суры, мусульмане перебили рыцарских лошадей и постепенно перестреляли уставших, измученных жаждой рыцарей. Око­ло пятнадцати сотен самых лучших воинов-крестоносцев по­гибли, включая двести восемьдесят рыцарей-тамплиеров. Для Бейбарса и бахрийцев это была славная победа. В обще­стве, где так ценилось воинское мастерство, она стала нагляд­ным доказательством его силы и, конечно, божественного по­кровительства — два фактора, которые впоследствии будут оправданием захвата власти Бейбарсом.


Бейбарс

Вторжение монголов и битва при Айн-Джалуте

Седьмой крестовый поход в конце концов потерпел крах, но еще до этого наслед­ник Айюба Тураншах был убит бахрийцами за то, что не смог по достоинству вознаградить их за успех при Мансуре. Некоторое время династическую пусто­ту заполняли представители Айюбиды и мамлюки, пока в конце 1250-х годов у руля государства не оказался соперник Бейбарса Кутуз. Именно ему выпало на долю встретить самую страшную угрозу — монголов. В 1258 году армия более чем ста тысяч кочевников ворвалась в Багдад, самый большой город на Ближнем Востоке, и разрушила суннитский халифат. Монголов укрепляла вера в «Небес­ный мандат», который давал им право считать любого, кто противостоял им, врагом Бога, подлежащим уничтожению.

В конце 1259 года они вторглись в Си­рию, Палестину и Египет; некоторые города, например франкская Антиохия, подчинились; другие, как мусульманский Алеппо, пытались защищаться и были уничтожены. В начале лета 1260 года большая часть монгольской армии отступи­ла в поисках лучших пастбищ, и Кутуз воспринял это как сигнал к тому, что нуж­но сопротивляться. Багдад и Сирия находились в руках монголов, судьба ислама на Ближнем Востоке зависела от египтян. Он объявил джихад, или священную войну, против монголов и приказал казнить их посланников, разрубив их напо­полам в бесчеловечной демонстрации своей враждебности.

В сентябре 1260 года Кутуз, примирившийся с Бейбарсом, вместе с ним от правился в Сирию, чтобы противостоять захватчикам. Две вражеские армии, каждая из которых насчитывала примерно по двенадцать тысяч воинов, встре­тились 25 сентября при Айн-Джалуте (Родник Голиафа); это было удобное ме­сто, где более слабая сторона могла победить неукротимого противника. В от­личие от сражений того времени между христианами и мусульманами, силы врагов были примерно равны, обе армии состояли в основном из конных луч­ников, в отличие от тяжелой конницы франков.


Бейбарс

Ключом к победе мамлюков стали действия разведывательного отряда Бейбарса, который постоянно беспокоил монгольский авангард, который медленно отступал, заманивая противника на выбранное мамлюками поле боя к  Айн Джалуту — в долину с лесистыми холмами, ручьями и прилегающей к ней равниной. Войска мусульман выстроились на склоне, в то время, как монголам в ли­цо светило раннее утреннее солнце. Мамлюки медленно двинулись вниз с ход мамлюксков,  с барабанным боем и призывами к Божьей помощи. Сначала монголы одо­левали, но мамлюки укрепили левое крыло дополнительными конными отрядами и смогли потеснить правый фланг монголов.

Затем не выдержали на­тиска стоявшие на левом фланге монгольской армии войска правителя Хомса, мусульманского союзника кочевников. Они смешались и бежали, оставив центр открытым для окружения. Оставшиеся монголы сражались отчаянно, пытаясь пробиться на холм, но Бейбарс бросился за ними и довершил разгром.

Ибн Абд аз-Захир, современник и биограф Бейбарса, писал:Он встал перед врагом и выдержал первый удар их атаки. Враг видел его хра­брость, подобную которой он никогда прежде не встречал... [Он] последовал за ними на холм... Люди узнали о его деяниях на холме и стали подниматься к не­му со всех сторон, в то время как он сражался как человек, чья жизнь была по­ставлена на карту. Пешие солдаты начали собирать головы тех, кого он убил.

Военачальник монголов был среди убитых. Его войска, оставшиеся в Сирии, были вытеснены из страны. Для мамлюков это было моментом торжества — миф о непобедимости монголов был развеян.

Бейбарс приходит к власти

Кутуз недолго наслаждался своим триумфом. На пути назад в Египет он был убит Бейбарсом около Газы 23 октября 1260 года. Благодаря личной отваге, проявленной на поле боя, Бейбарс смог претендовать на большую часть славы от победы мусульман; еще важнее, что Айн-Джалута позволяла ему изображать себя истинным защитником ислама и спасителем веры; был он узурпатором или нет, но ведь это Бог послал мамлюкам такой выдающийся успех.

Бейбарс быстро воспользовался Айн-Джалутом к своей выгоде и сам про­возгласил себя султаном; он также начал умную пропагандистскую кампанию. Ибн Абд аз-Захир писал: «Когда Бог даровал ему победу над татарами при Айн-Джалуте, султан приказал воздвигнуть Машхад аль-Наср (памятник по­беды), чтобы увековечить этот Божий дар и память о пролитой крови врага».

«Ты должен был видеть твоих [христианских] рыцарей, простертых под копытами лошадей... твоих дам, продаваемых по четверо за раз... твои церкви с сорванными крестами, листы, выдранные из неверного Евангелия... как огонь распространялся по твоим дворцам, [как] горели ваши мертвецы в огне этого мира, перед ним же [огнем] другого [мира]».

Из письма,  написанного  Бейбарсом в 1268 г. князю  Антиохии.

 


Бейбарс

Когда Бейбарс стал султаном, его абсолютным приоритетом стала организация защиты Сирии и Египта от возможного контрнаступления монголов; неотъемлемой частью этого явилось продление джихада. Сам Бейбарс был набожным мусульманином, и частью своего успеха он был обязан своей тесной связи со священной войной.

Чтобы укрепить эту связь, он возродил суннитский халифат после его уничтожения в Багдаде в 1258 году. Султан отыскал «родственника» последнего калифа и в 1262 году вернул ему этот титул. Халиф находился под пристальным наблюдением, с таким «руководством» поддерживал религиозные претензии Бейбарса, который смог действовать в традициях Саладина и Айюба как вождь джихада.

Организация армии Бейбарса

Бейбарсу нужна была военная машина самого высокого класса. Под его руководством значительно увеличилась численность конницы, частично укомплектованием беженцами из областей, занятых монголами; это были обученные воины, которые вливались в существующие войска. Самые существенные изменения коснулись самих мамлюков. Отряд примерно в тысячу человек Бейбарс превратил в четырехтысячное войско, состоявшее из превосходно обученных воинов, которые составили ядро его армии. Они были профессиональными солдатами, которые прошли суровое обучение и были преданы идеям джихада. Они представляли собой грозных тяжеловооруженных воинов: с луком и стрелами, мечом, топором, копьем, щитом, одетые в доспех.

Их верховые кони (также с передней защитой) соединяли в себе подвижность арабских скакунов с выносливостью киренаикской породы и прекрасно приспосабливались к более тяжелой местности.

Сам Бейбарс приказал построить специальные ипподромы в Каире и собственным примером побуждал своих воинов к совершенствованию навыков верстовой езды, фехтования (одна тысяча ударов по мишени в день), стрельбы из лука и владения копьем (что включало в себя семьдесят два разных упражнения). Султан насаждал железную дисциплину; он проводил регулярные осмотры войска и казнил каждого, кто не выдержал проверки. С политическими соперниками султан расправлялся жестоко: тех, кто выступал против него, попили, распинали на кресте, отправляли в изгнание, ослепляли.

Бейбарс уделял большое внимание вопросам организации тыла. Сразу после того как он стал султаном, Бейбарс учредил курьерскую службу из всадников, которые могли доставить сообщение из Каира до Дамаска за три дня — на расстояние более чем 400 миль. Он также использовал сигнальные огни и голубиную почту для  доставки новостей. Бейбарс поддерживал пути в хорошем состоянии, улучшая дороги и мосты, где это было нужно. Особенно сильно он был увлечен шпионажем и сам отправлялся переодетым на разведку, чтобы выяснить сильные и слабые сторо­ны врага. В Триполи в 1268 году, например, он переоделся конюхом, чтобы лично встретиться с князем Боэмундом VI, хотя главной его целью было «изучить город и найти места, где его можно было штурмовать», как сказал Ибн Абд аз-Захир.

Походы Бейбарса против франков

В Бейбарсе сочетался военный опыт, практические навыки и ум; его удиви­тельная энергия позволила ему организовывать походы почти каждый год его правления. Он ходил на франков (название, данное христианским поселенцам в Леванте), тюрков, монголов, арабов и армян с одинаковой решимостью и на­меренной жестокостью. Он заключил ряд перемирий с франками, обычно ког­да ему надо было выступить против другого противника, и с готовностью их нарушал, когда это было ему на пользу.

Краткий перечень его побед над франками может дать впечатление о его энер­гии: в 1261 году он совершил набег на франкскую Палестину, в 1263 году напал на Акру, в 1265 году взял Кейсарию и Арсуф; в 1266 году захватил Сафед; в 1267 году совершил набег на Акру и в 1268 году захватил Яффу и Бофор, прежде чем двинуть­ся дальше на север и взять Антиохию. В 1269 году он угрожал Тиру, в 1270 году по­явился вблизи Крак-де-Шевалье, который он захватил в следующем году вместе с Сафитой и Аккаром. Этот список можно дополнить обязательным посещением Да­маска почти каждый год, осмотром других сирийских земель и походами в Нубию, Йемен и Малую Азию. В 1269 году он также совершил хадж к Маске и Медине.

Набеги Бейбарса на франков были настолько жестоки, что даже авторы-мусуль­мане считали их продиктованными злобой: урожаи зерновых и домашний скот

уничтожались, деревья срубались, деревни разрушались. Время от времени он при­бит к разного родажйтростям. В одном случае его воины шли вод штандартами, захваченными у щмгрщрюр и госпитальеров, чтобы не  сельскохозяйст­венных рабочих у города Акры;

«Одна часть мусульманских армий. Истребляет франкские крепости и разруша­ет их замки, В то время как другая восстанавливает то, что монголы разрушают  сооружает более высокие крепостные валы [по сравнению с теми, что были ]».

Идеи по :уничтожить на побережье все укрепления чтобы лишить поступления новых  Крестовые походы . Но крепости внутри: страны восстанавливались после поврежде­ний  и  каждой   битвы использованы как опорные пункты. Контролирующие окружающую тэрриторию, угрожающие христианским зем­лям  защищающие от возможного нашествия монголов.

Бейбарс и монголы

Опасность исходящая от монголов из Персии требовала от Бейбарса гибкости и изо­бретательности. В первые годы его правления он создал зоны выжженной земли на востоке своих владений, чтобы лишить  корма  для  их  коней.

На  время забыл про свою собственную армию, и он обратился к дипломатий; В первую очередь, на  начал переговоры с франка­ми но  ведя переговоры  он вел их Золотой Ордой, Многие поданны которой приняли ислам. Особенно в южной Руси и приняли мусульманство. Взывая  общей вере,

Вел переговоры между Золотой Ордой и монголами в Персии, чтобы отвести  угрозу от своих границ .  Полностью исключит  вторжения не удалось. В 1273 году монголы осадили ШаШк аль-Бира на Евфрате. Бейбарс обошел расположение врага с верблюдами и повоз­ками. Затем он собрал их и предпринял мощную удар в которой разгромил монголов. Он продолжил оттеснять кочевников в Малой Азии, одержав там и в Киликии последние свои победы.

Бейбарс умер 20 июня 1277 года. Он заболел после того, как наблюдая за игрой в поло, вьпил кумыса, алкогольного напитка, изготовлявшегося из забродившего кобыльного молока. Учитывая длинный  список его жертв, ходило много слухов об отравлении, но виновного найти не удалось. Он был похоронен в медресе Захирия (в бывшем доме отца Са­ладина) чей зал  увенчан куполом отделанный разно­цветным мрамором и мозаикой, можно увидеть и сегодня.

Безжалостный и расчетливый.  Бейбарс создал импе­рию, которая простиралась от Малой Азий до Нубии и Йемена. Ож успешно противостоял  самым смертоносным  армиям своего времени и создал собственную пре­восходную армию которая, возможна  сама заслуживала такого эпитета, он успешно правил в течение 17 лет — за­мечательный взлет для мальчика - раба из Крыма.

Захват  Сафеда  Бейбарс

Ш

Вероятно , самый важным сражением  Бейбарса была битва при Айн-Джалуте, но там он не был еще главнокомандующим. Свою величайшую победу мамлюки одержали спустя несколько лет после его смерти, когда они разбили персидских монголов в сражении при Хомсе в 1281 году, но общепризнанно, что эта победа стала воз­можной благодаря военным реформам, произведенным Бейбарсом. Султан лично командовал своими войсками в течение многих успешных осад. Осада Сафеда в июне 1266 года велась с использованием самого разного оруг жия - военного, психологического и экономического, - которое он опробовал на противнике.


Бейбарс

Франки затратили огромные денежные средства на эту крепость тамплиеров в северной Палестине, Ибн Абд аз-Захир называл ее «ком в горле Сирии, препятствующий дыханию груди ислама». Как обычно, вскоре после начала осады Бейбарс предложил защитникам дары, чтобы побу­дить их сдаться. Но, к ярости султана, они были использо­ваны как боеприпасы, и манголеты (осадные орудия, бро­сающие камни) выпустили их по осаждавшим. Бейбарс подтянул свои собственные тяжелые осадные орудия из Дамаска, чтобы пускать горящую сырую нефть и метать

огромные камни. Через несколько дней он захватил барбакан, хотя мусульмане понесли тяжелые потери. Расстроенный этим, Бейбарс предложил сирийским христианам - но не тамплиерам небезопасный проход; затем возобновил штурм. Поскольку замок должен был вот-вот пасть, один из командиров тамплиеров вышел на переговоры. Но Бейбарс все еще держал обиду за оскорбление, которое ему нанесли его дарами. В качестве мести за пренебрежение к его чести, он посадил на свое место двойника, который должен был предложить всем безопасный проход, но затем убить христиан. Бейбарс открыл посланнику тамплиеров свой план и поставил его перед простым выбором: если тот хотел жить и получить вознаграждение, то он должен был согласиться с этой хитростью, иначе ему грозила жестокая смерть. Тамплиер выбрал первое. Защитники заключили соглашение с подставным султаном и 22 июля 1266 года сдались. Следующей ночью, на пути к Акреу, христиане были схвачены и обезглавлены. Султан устроил жуткую демонстрацию, приказав сложить их черепа и кости внутрь невысокой круговой ограды так, чтобы их было видно; страшное предупреждений тем, кто мог осмелиться бросить ему вызов.

 

Похожие материалы