postheadericon Мухаммед

Мухаммед
570 -632 гг.

 

«Следуй джихаду, и ты будешь в добром здравии и получишь достаточные средства к существованию».

Пророк  Мухаммед

 

«Мне было ведено сражаться с людьми, пока они не скажут, что нет Бога, кроме Аллаха». С этими заключительными словами пророк Мухаммед подвел итог не только интернациональному взгляду на веру, которую он принес в мир, но также и своей собственной жизни и политической карьере.

Он родился в 570 году н. э. в торговом городе Мекка в Хиджазе, расположенном в северо-западной части Аравийского полуострова. Мухаммед ибн Абдулла, как по­лагают, получил свое первое божественное откровение в 40 лет.


Мухаммед

Первоначально Жители Мекки отнеслись к его пророческому дару с безразличием, но затем оно обернулось враждебностью, поскольку Мухаммед начал подвергать нападкам до­рогие им верования, осмеивая их богов, говоря о проклятии их предков, умерших в безверии, и требуя принятия веры в Аллаха, как Мухаммед называл своего бога, с полным подчинением (так переводится «ислам» с арабского языка) воле Его.

 

Некоторое время Мухаммеду удавалось стоять на своем, но поскольку его по­ложение становилось все более и более ненадежным, он начал искать другое мес­то, чтобы оттуда распространять божественное откровение. Уже в 615 году он послал группу своих последователей в Эфиопию, чтобы избежать преследований и прощупать возможность сотрудничества с ее христианским королем. Но Эфи­опия была слишком далеко и слитком изолирована, чтобы служить постоянной базой для миссионерства, и Мухаммед начал искать место поближе. После оскор­бительного отказа знати Таифа, холмистого города, расположенного примерно в 60 милях к юго-востоку от Мекки, и ряда неудавшихся попыток договориться с соседними племенами бедуинов Мухаммед в конце концов достиг соглашения с группой новообращенных мусульманин города Ясриба, примерно в 275 милях к северу от Мекки, который принес клятву верности и обязался бороться с ним против его врагов. В начале лета 622 года около семидесяти его последователей тихо покинули Мекку небольшими группами и перебрались в Ясриб. Несколько месяцев спустя, 24 сентября, в город прибыл сам Мухаммед.

От проповедника до вождя Мухаммед

Хиджра — переселение Мухаммеда и его последователей из Мекки в Медину (означает «город»), как называется теперь Ясриб, было поворотным моментом в истории ислама, признанным после смерти пророка официальным началом мусульманской эры.

Почти сразу же Мухаммед превратился из рядового про­поведника в политического и военного лидера и главу быстро расширяющего­ся сообщества, в то время как ислам вырос из преследуемого культа в основную религиозную и политическую силу Аравийского полуострова.

Мухаммед разработал эту неразрывную связь между религиозной и полити­ческой властью в «Мединской конституции», написанной вскоре после хиджры, которая организовала местных последователей (ансары) и тех, кто переселил­ся с ним из Мекки (мухаджиры) в «единую общину (умму )», которая создава­лась, чтобы действовать как единое целое против внешних врагов и внутренних инакомыслящих.


Мухаммед

Документ мудро воздерживался от однозначной отмены су­ществовавшего племенного устройства и обычаев, но все же порывал с прошлой традицией, заменив кровную общность религиозной в качестве основы соци-альной и политической организации, сделав Аллаха, через посредство Его избранного апостола, высшим и исключительным сувереном: «При возникновении какого-либо случая или конфликта, если имеется опасение его разрушительного действия среди них, то он будет вынесен на суд Всевышнего Аллаха и по­сланника Аллаха — Мухаммеда. Нет сомнения в том, что Аллах доволен теми, кто выполняет данный документ и делает добро своим лозунгом».

Став абсолютным лидером уммы, Мухаммед большую часть лет, проведенных в Медине, боролся с внешними врагами и внутренними противниками. В течение первых восемнадцати месяцев после хиджры он организовал семь набегов на торговые караваны на их пути к Мекке.

Это было попыткой увеличить богатство и поднять авторитет его после­дователей, которые лишились средств к существова­нию в результате переселения в Медину, а заодно на­нести ущерб жизненно важной экономической коммуникации Мекки. Это было очень логично. Ка­раваны из Сирии в Мекку проходили между Меди­ной и побережьем Красного моря и не имели военной защиты, что делало их легкой добычей для возмож­ных грабителей, которые могли перехватить их на большом расстоянии от пункта назначения и затем исчезнуть до прибытия спасательной экспедиции. Все же мусульмане страдали от недостатка военного опыта, поскольку были торговцами, а не воинами, и обычно они возвращались домой с пустыми руками.

Только в январе 624 года Мухаммед одержал свою первую реальную победу. Маленький отряд из восьми-десяти мусульман, переодетых в паломников, за­манил конвой в засаду около Нахлы к юго-востоку от Мекки, убили одного из его охранников и двух схватили (четвертому охранни­ку удалось бежать) и привели караван к Медине. Но набег пришелся на святой месяц Раджаб, когда по языческим обычаям кровопролитие было запрещено, это вызвало волну негодования в Медине. Смущенный Мухаммед утверждал, что его приказы были неправильно поняты, и выждал некоторое время, прежде чем распределять добычу. В конечном счете новое откровение Корана оправда­ло набег, а два месяца спустя инцидент был практически забыт, поскольку отряд мусульманин, возглавляемый самим Мухаммедом, разбил численно превосходя­щее войско Мекки около оазиса Бадр к юго-западу от Медины и вернулся домой с богатой добычей и несколькими десятками пленных.

Устранение потенциальных соперников Мухаммед

Битва при Бадре укрепила положение Мухаммеда в Медине и позволила ему выступить против своих оппонентов. Первыми на линии огня оказались три еврейских племени Медины (город был первоначально основан еврейскими беженцами, скрывавшимися от преследований римлян и их местных арабских прозелитов), ней отказ признать законность откровений Мухаммеда ослаблял притягательность зарождавшейся веры и чье богатство сделало их естественной мишенью для грабежа.

Использовав тривиальный инцидент в качестве предлога, он изгнал самое слабое из этих племен, кайнука, из города и разделил его имущество среди мухаджаров. (Мухаммед сначала хотел убить мужчин племени, но его отговорил от выполнения задуманного местный шейх.) В марте 625 года, после того как поражение мусульман в битве у горы Ухуд около Медины уронило престиж Мухаммеда в глазах соседних бедуинских племен, настала очередь второго племени, надир, оплачивать цену неудачи пророка: их селение осаждали в течение нескольких недель, после чего выгнали из города, а их земли раздали мусульманам. Последнее и самое сильное еврейское племя — курайза — пострадало еще более тяжело после неудавшейся осады Медины войсками Мекки весной 627 года. Обвиненных в сотрудничестве с врагом, от шестисот до восьмисот мужчин племени привели небольшими группами ко рвам, вырытым в предыдущий день, заставили сесть на краю, затем казнили одного за другим, сбросив тела вниз.


Мухаммед

Женщины и дети были проданы в рабство, и деньги, которые за них выручили, вместе с доходами от имущества племени были разделены среди мусульман.

В наступлении Мухаммеда

Теперь Мухаммед в значительной степени ук­репил свою власть. Поражение у горы Ухуд, где было убито более семидесяти мусульман (включая нескольких старых и пользующихся наибольшим доверием последователей Мухам­меда и его грозного дядю Хамзу), было унизи­тельным опытом для пророка. Все же меккан­цы не смогли добиться выполнения своей стратегической цели — разрушения уммы и должны были все более полагаться на сеть сою­зов с бедуинскими племенами в своей борьбе против мусульман. Мухаммеда, однако, не так легко было одолеть. Он добился лояльности племен вокруг Медины, провел серию успеш­ных набегов по всему полуострову и даже при­бегал к убийствам политических соперников. Его усилия не смогли помешать мекканцам со­здать мощный союз против Мухаммеда, все же они не допустили в него много потенциальных союзников, что частично уравняло силы в за­ключительном сражении.

«Врата Рая находятся в тени мечей». Мухаммад

Оно произошло в конце марта 627 года, когда десятитысячная меккан- ско-бедуинская армия двинулась на север я осадила Медину, чтобы столк­нуться там со многими тактическими неожиданностями. Для начала му­сульмане вырыли ров вокруг города везде, где он был открыт для атак конницы, оборонительный прием, еще неизвестный в Аравии. Это вызвало серьезный организационный беспорядок среди мекканцев, надежды кото­рых на победу в значительной степени основывались на их превосходстве в коннице. Замешательство усилили переговоры Мухаммеда с самым силь­ным в коалиции бедуинским племенем гатафан, целью которых был подкуп бедуинов и выход их из войны. Переговоры закончились ничем, так как ме- динцы считали подобную сделку ниже их достоинства, но гатафаны были слишком скомпрометированы в глазах своих мекканских союзников, чтобы сохранилась возможность единых военных действий. После двух недель не­удачных попыток сломить сопротивление гораздо более преданных и дис­циплинированных мусульман коалиция разложилась, а ее участники разо­шлись каждый своим путем.

Худайбийское соглашение Мухаммеда

После провала осады Медины Мекка перестала угрожать Мухаммеду, и весной 628 года он почувствовал себя достаточно уверенно, чтобы попытаться пред­принять «малое паломничество» (умра) к его родному городу. Поскольку мек­канцы поклялись не допустить этого, Мухаммед остановился в небольшом мес­течке Худайбийя, примерно в 10 милях к северо-западу от города, где две стороны договорились о десятилетнемааеремирии. Мусульмане получили право на паломничество в следующем году, и мекканцы согласились покинуть город

на три дня, чтобы позволить мусульманам выполнить свои религиозные обряды бес­препятственно. Мухаммед согласился отсы­лать назад любого, кто приходил к нему из Мекки без прямого разрешения своего опе­куна, в то время как мекканцы не были обя­заны делать то же самое.

Многие мусульмане считали эти условия ненужными и унизительными уступками. Они были особенно возмущены отказом Му­хаммеда от права именоваться в договоре Посланцем Аллаха и пришли в ярость из-за потери добычи вследствие прекращения на­бегов на караваны, идущие в Мекку, что подразумевалось соглашением. Чтобы на­править это недовольство в другое русло, Мухаммед нашел подходящего козла отпу­щения, который неплохо послужил ему в прошлом: аравийских евреев. Избавившись от еврейского присутствия в Медине, он те­перь обратился к богатой еврейской общине в оазисе Хайбар, приблизительно в 90 милях к северу от города. После месяца осады ев-

Осада Мекки Мухаммедом


Мухаммед

Когда в 629 году Мухаммед выполнил от­сроченное малое и сдались. Их лишили имущества, а затем предоставили право свободного рохода с женщинами и детьми. Все же, когда Мухаммед не смог найти необ-эдимые трудовые ресурсы для обработки этой земли, он смягчился и позволил евреям остаться на их земле взамен на ежегодную дань, составляющую половину произведенного продукта. Несколько соседних еврейских общин вскоре дались на тех же самых условиях, таким образом заложив основание для принципа, который стал обычным при договоренности между уммой и ее немусульманскими поддаными (или дхимми).

В результате Мухаммед оказался более дальновидным, чем его критики. Худайбийское соглашение не отклонило его от пути к окончательной цели — занятию родного города, но фактически оказалось троянским конем, облегчая достижение этой цели. Помимо признания уммы равноправным с Меккой субъектом отношений соглашение развязало обеим сторонам руки в их деловых отношениях с кочевыми племенами. На первый взгляд это условие было взаимовыгодным. Но фактически оно работало на Мухаммеда, так как увеличилось число племен, стремившихся присоединиться к умме, в том числе и среди бывших союзников Мекки паломничество», это произвело большое впечатление.

В лагерь пророка стремился поток новообращенных, и Мухаммед воспользовался предоставившейся возможностью. Используя убийство мекканцем мусульманина в ходе частной ссоры как предлог для нарушения условий Худайбийского соглашения, 1 января 630 года он выступил из Медины во главе огромной армии. Несколько дней спустя, не оказав серьезного сопротивления, Мекка сдалась.

Захват Мекки был окончательной победой Мухаммеда. Менее чем через восемь лет после своего незаметного отъезда высмеянный и презираемый проповедник возвратился как бесспорный хозяин города и самый могущественный вождь Аравии. В течение следующего года племенная знать со всех концов полуострова стекалась постоянным потоком к воину-пророку, чтобы засвидетельствовать свою преданность. Для многих из них это было больше прагматичной реакцией на вновь установившийся баланс сил, чем истинное обращение в ислам.

Будучи все же проницательным политиком и государственным деятелем, Мухаммед был готов поначалу удовлетвориться простым словесным признанием новой веры и выплатой дани. Язычество как социальное и политическое явление фактически теря­ло сиду, и таким образом, не было никакой не­обходимости заниматься срочным обращени­ем этих племен с независимым нравом. Пока они отдавали ему свои политические предпо­чтения и дань, он мог подождать и позволить социоэкономическим процессам, которые те­перь были благосклонны к исламу, развиваться естественным курсом. Даже в Мекке Мухам­мед воздержался от того, чтобы использовать свою победу для массового обращения в ис­лам, оставив население с его собственной орга­низацией и включив многих местных вождей в свою администрацию. Некоторым из них да­ли щедрые награды, включая заклятого врага Мухаммеда видного городского деятеля Абу Суфьяна ибн Харба и его двух сыновей Язида и Муавию, будущего основателя династии Омейядов.


Мухаммед

Подготовка царства Аллаха Мухаммед

Как мы видели, создание уммы привело к ост­рой дихотомии между мусульманами и «невер­ными» и предопределило постоянное состоя­ние войны, которая могла закончиться только учреждением глобального политического по­рядка, в котором все человечество жило бы со­гласно мусульманским обычаям в качестве верующих или подвластных об­щин. Чтобы достигнуть этой цели, на всех свободных, взрослых мусульман мужского пола возлагалась обязанность вести бескомпромиссную борьбу «на пути Аллаха», или джихад. Как писал в XIV в. историк и философ Абдель Рахман ибн Хальдун, «в мусульманской общине джихад является религиоз­ной обязанностью из-за универсализма исламской миссии и обязательства [обратить] каждого в ислам или убеждением, или силой».

Мухаммед изобрел понятие джихада вскоре после его переселения в Меди­ну как средство втянуть своих последователей в набеги на мекканские кара­ваны; он развивал и усиливал это понятие вместе с ростом его политических амбиций, пока оно не стало объединяющим призывом к мировому господст­ву. Откровения Корана в этот период изобилуют стихами, превозносящими достоинства джихада, так же, как и бесчисленные высказывания и предания (хадисы), приписываемые пророку. Те, кто участвует в этом святом пресле­довании, будут щедро вознаграждены и в этой жизни, и в загробном мире, где они будут пребывать в тенистых и вечнозеленых садах, в окружении чистых и добродетельных женщин. Соответственно, погибших на пути джихада не следует оплакивать: «Аллах купил у верующих их души и их имущества за то, что им будет Рай. Они сражаются на пути Аллаха, убивают и погибают... Так возрадуйтесь же сделке, которую вы заключили с Ним; это и есть великое преуспеяние».

Но призыв доктрины касался не только потусторонних проблем. Запре­тив воевать и совершать набеги в пределах уммы, Мухаммед лишил аравий­ские племена традиционного источника средств к существованию. Какое-то время пророк мог рассчитывать на добычу от немусульман как на замену военных трофее почему он никогда не сворачивал со своего пути по об­ращению всех племен, ищущих места в его . Все же, учитывая его веру в превосходство ислама и его непреклонную приверженность его самому широкому распространению, он едва ли в обращении тем, кто желал принять его. Как только вся Аравия стала мусульманской, должен быть найден новый источник богатства и альтернативный выход для агрессивной энергии аравийских племен. И он был найден в Плодородном Полумесяце и Леванте.


Мухаммед

Уже летом 626 года Мухаммед послал небольшое войско на войну с несколь­кими враждебными племенами в районе Думат аль-Джан даль, приблизительно в 500 милях к северо-востоку от Медины. Легкость и быстро победил оказа­лось, разожгли аппетит Мухаммеда, и в следующем году он послал своего отпущенника и приемного сына Заида в Сирию с торговой миссией. Она не дала ни­какихто конкретных результатов, но другая миссия в том же самом году привела к заключению соглашения о союзе е принцем Думата.

На этом этапе Мухаммед не был, очевидно, заинтересован в окончательном захвате этих территорий или в обращении жителей, в большинстве своем испо­ведовавших христианство, в ислам. Все же в течение последних трех лет его жизни он пытался обратить в ислам племена по дороге в Сирию и даже выхо­дил с инициативой переговоров к племенам в направлении Ирака. Мухаммед также посылал эмиссаров ко многим видным арабским и неарабским правите­лям, в том числе византийским, иранским и эфиопским императорам с требо­ванием принять ислам. В октябре 630 года он выступил к византийской грани­це во главе тридцатитысячной армии. Дойдя до оазиса Табук, расположенного примерно в 500 милях на север от Медины, Мухаммед стоял там лагерем в те­чение двадцати дней, за это время он заключил мирное соглашение с христиан­ским правителем Лилы (библейский Эйлат) на северном конце залива Акаба. В обмен на клятву верности и выплату ежегодной дани христиане были взяты под защиту уммы и получили свободу вероисповедания. Отсюда Мухаммед ре­шил возвратиться в Медину, очевидно поняв неосуществимость своих визан­тийских амбиций. Но это не означало, что его интерес к расширению на север иссяк. Сразу по возвращении из паломничества он начал приготовления к кам­пании в Трансиордании и Южной Палестине, которые были прерваны его вне­запной смертью 8 июня 632 года.

Маловероятно, что Мухаммед представлял себе в полной мере масштаб распространения ислама в будущем, не говоря уже о подробном планировании такой экспансий. Но он оставил после себя новую мировую религию и сообщество верующих, организованное на ее основе,, беспрецедентное явление в аравийской истории, которое возникло благодаря военным деяниям пророка и сделало неизбежным международное распростра­нение ислама.

 

Похожие материалы