postheadericon Разделения труда

Разделения труда

 

Первое разделения труда. Земледельцы и скотоводы

Более 10 тысяч лет назад в родовых общинах Западной Азии начались перемены. Умелые охотники и собиратели добывали достаточно пищи, но изредка все еще случался го­лод. Помня об этом, некоторые охотники, убив козу, стали приводить с собой на стоянку ее козлят - запас, который съедали, когда животные подрастали. Сменялись столетия. Каждое новое поколение детей этой общины привыкает играть с пойманными на охоте молодыми козлятами или ягнятами. Их кормят, пасут на ближайших лугах. Вы­росшие за изгородью животные стали рожать своих дете­нышей. Кроме мяса и шкур, люди смогли получить молоко, научились делать творог, сметану, масло.

Восстановленное портрет Грозного

В эти же века в неких других родовых общинах происхо­дили не меньшие перемены. Уже несколько столетий общинники собирали на склонах холмов дикорастущую пшеницу и ячмень. С ними было много возни: растолочь в муку в каменной ступе, разварить в кашу, поставив обма­занную глиной корзину рядом с костром и бросая туда раскаленные камни. Однако зерна могли долго храниться и спасали в голодное время. Некоторые зерна случайно пада­ли в землю рядом с домами и на следующий год прорастали. Кто-то из людей догадался, вместо того чтобы разыскивать колосья на дальних лугах, начать ухаживать за ними. Люди стали замечать, что колосья лучше растут, если их поливать, освобождать от сорняков, рыхлить почву. Вскоре часть семян общинники начали высаживать на специальных пло­щадках и собирать урожай рядом с домом.

Перестав бродить от одной охотничьей стоянки к другой, люди стали строить постоянные поселки. Общины таких людей ученые называют ранними земледельцами-скотово­дами. Они переделали палку-копалку и нож собирателей в мотыгу и серп. Им потребовались крепкие топоры для рас­чистки леса под поля, и люди научились шлифовать камень и сверлить его, чтобы прочнее насаживать на ручку. Все чаще требовалась посуда, в которой можно было варить мясо или кашу. Люди заметили, что обожженная в костре глина затвер­девает, и научились делать глиняные горшки. Заметили также, что волокна домашних растений и шерсть животных можно скручивать (прясть) в нити, которые тоньше, чем жилы зверей. Эти нити можно переплетать между собой, как прутья корзин, и получать (ткать) тонкое мягкое полотно - ткань.

10 тысяч лет назад в Западной Азии впервые освоили земледелие, скотоводство, глиноделие и ткачество.

На земле становится тесно!

Около 10~9 тысяч лет назад на тер­ритории современного Израиля, Си­рии или Турции можно было увидеть на горных склонах сотни глинобит­ных домов. Рядом с ними доверху на­полненные зерновые ямы, изгороди, из-за которых слышится блеяние коз, доносится запах молока. У каж­дого дома играют по 6-8 детей - они сыты, и большинство не умирают, как раньше. Родовая община бывших охотников разрослась до 600 человек, а ведь уже дважды род делился: часть сородичей уходили на соседние холмы и строили там свои поселки.

Все эти братские родовые общины составляют теперь единый союз - племя.

Родовой старейшина крутит в руках деревянную таблич­ку, которую принес гонец из соседнего поселка. Три выре­занные человеческие фигуры подчеркнуты линией - знак, что надо собирать совет старейшин племени. Солнце, за­крытое тучей, над домами за горой - знак того, что духи плодородия разгневались на два соседних племени и у них снова неурожай. Старейшина хмурится - соседи вновь при­дут на их поля и попытаются отнять зерно, угнать скот. Их больше, они сильнее - вновь в боях погибнут мужчины, си­ротами останутся дети. А ведь по рассказам ходоков в пяти днях пути к северу лежат почти безлюдные цветущие доли­ны. Уйти всем туда? Но это может решить только народное собрание всего племени...

Они немного не успели. Соседи пришли неожиданно и разграбили половину поселков племени. На склоне большо­го холма народное собрание выбрало старейшину наиболее древнего рода вождем племени, который должен повести его к новым землям. Оставляя сожженные хижины, люди брали с собой только самое необходимое: орудия, семена,

уцелевший скот. Вскоре племя попало в области охотников и собирателей. Земле­дельцы занимали пустующие поляны. Коренные и пришлые жители начинали обменивать зерно и молоко на дичь и ягоды. Со временем охотники поняли большую вы­году земледельческого труда и стали учиться ему у переселенцев. Вместе с новыми вещами и орудиями они перенима­ли и новые слова. Постепенно окрестные родовые общины охотников переходили на язык племени земледельцев. Число жите­лей поселков быстро росло, и через несколько поколений им становилось тесно на этой земле. Начинались новые войны за поля и стада, некоторые племена уходили и - на поиск новых земель. На разных - территориях стали складываться общности

племен, которые одинаково вели хозяйство,

Эти общности ученые называют языковыми семьями. На границе Азии и Африки сложилась афроазийская семья, на границах Азии и Европы - индоевропейская и т.д.

Перейдя к земледелию и скотоводству, племена Западной Азии распространили свои приемы ведения хозяйства и свои языки в соседние страны.

Второе разделения труда. Появляются ремесленики

Первые мастера и воины

Человек человеку - сосед!

Столетие за столетием накапливали опыт первые земле­дельцы-скотоводы. Они поклонялись уже не зверям, а богам - могучим духам (силам) природы, от которых зависел уро­жай: колдуны просили Солнце о тепле, Отца-Небо - о дож­де, Мать-Землю - о рождении плодов. Особо заботились о земле - тщательно рыхлили ее мотыгами, делали борозды сучковатыми палками. Это отнимало много времени и сил, а хотелось засеять как можно больше семян. Тогда люди стали делать большие мотыги и волокли их по полю за со­бой. Наконец смастерили плуг, который тащили животные, а человек шел сзади и поправлял орудие, чтобы оно ровно пахало землю. Так появилось пашенное земледелие.

В больших поселках жило теперь сра- зу по несколько родов одного племени. Поля в округе считались общим владе­нием всего поселка, но теперь каждая семья самостоятельно пахала свой участок, сеяла и собирала урожай. Только в случае неурожая общее со­брание семей решало, что нужно по­мочь голодающим, поделиться с ними. Связи с сородичами стали для людей не так важны, как связи с соседями, пусть и из других родов. Такие поселки уче­ные называют соседскими общинами.

Каждая семья в соседской общине ткань на одежду, лепила посуду, мастерила каменные и деревянные орудия. Но кто- то делал это по старинке, а кто-то изобретал новое. Так, все предыдущие века материалом для главных, режущих частей человеческих орудий служил камень. Поэтому начальные времена истории человечества называют еще каменным веком. Однако около 7 тысяч лет назад люди на­учились плавить в огне и ковать мягкие металлы, прежде всего медь, а позднее ее соединение с оловом - бронзу. Най­ти эти металлы было нелегко, но бронзовые топоры, ножи, мотыги были прочнее и легче каменных. Начался бронзовый век. Помимо этого придумали ткацкий станок и гончарный круг. В некоторых общинах появились мастера, особо искус­но делавшие бронзовые топоры, красивые сосуды, изящные ткани. Они перестали пахать землю и стали обменивать из­готовленные вещи на зерно и молоко у своих соседей. Это были первые ремесленники.

В поселках соседских общин начали скапливаться запасы зерна, глиняных горшков, бронзовых топоров и других вещей, которые жители не успевали использовать и оставляли про запас. Вожди и старейшины обменивались ими с соседними племенами. Сначала каждый раз договари­вались, сколько, например, ягнят нужно отдать за один бронзовый топор, но потом стали выбирать один наиболее ценный вид вещей, к которому приравнивали все осталь­ные. Чаще это был скот или слитки драгоценных металлов - меди, серебра, золота, из которых делали украшения. Так началась торговля

Война против всех...

Созданные пахарями, ремесленниками и торговцами бога­тые запасы вызывали зависть у соседних племен. Вожди призывали мужчин силой отбирать нужные богатства у со­седей. Начались войны за добычу между ополчениями всех мужчин соседних племен. Из набегов мужчины возвраща­лись нагруженные добычей, но вскоре обиженные соседи устраивали ответный набег. Войны часто не утихали года­ми, и каждый мужчина должен был быть прежде всего во­ином - участником ополчения племени. В результате часть молодых мужчин перестала возвращаться после набегов к мирному труду. Они жили вместе с вождем в особом доме и составляли его дружину - союз друзей, делом которых ста­ла война. Во время набегов они кор­мились захваченной добычей, а в краткие мирные передышки сопле­менники приносили им в дар мясо и зерно, потому что вождь и дружина стали главными защитниками племе­ни. В ходе войн за добычу вождь наи­более удачливого племени покорял своих соседей и создавал союз пле­мен. Объединенные дружины и народные ополчения были теперь большой силой, которую можно было направить на завоевание других пле­мен и требовать от них постоянных даров и подношений.

Союзы племен захватывают все новые территории, рассе­ляются сами и вытесняют соседей. В новых природных усло­виях разные племена начинают искать более пригодные условия хозяйства. Одни, найдя плодородные почвы в доли­нах больших рек, прочно оседают на земле и становятся оседлыми пашенными земледельцами. Другие, оказавшись на ровных степных пространствах, предпочитают разво­дить больше скота и меньше пахать землю. Перегоняя свои большие стада на новые пастбища, эти племена вынуждены время от времени переселяться. Каждый раз они складыва­ли все свои вещи на специальные сани-волокуши. Тогда-то какой-то неизвестный нам великий изобретатель древности догадался подложить под сани-волокуши круглые бревна и

Вероятно, именно пастухи Великой степи — племена ариев4 тыс. лет назад первыми приручили диких лошадей, изобрели легкое колесо со спицами. Это позволило им быстро кочевать по степи в течение всего года и кормить боль­ше голов скота. Так сложилось новое хозяйство — кочевое скотоводство.

обтесать их так, чтобы получилась узкая ось с двумя коле­сами-дисками на концах. С помощью колесных повозок переселяться стало легче, и у этих племен сложилось особое хозяйство - пастушеское скотоводство.

На новых местах родственные племена и союзы племен постепенно начинают осознавать свое особенное родство, отличие от остальных местных жителей. Чтобы отличаться от других, все племена, говорящие на схожем языке, рассказывающие одни и те же мифы, ведущие похожее хо­зяйство, стали называть себя особым именем. Например, племена пастухов-скотоводов, расселявшихся по Великой степи Европы и Азии, называли себя ариями, что на общем языке индоевропейской семьи означало «светлые, лучшие».

К III тысячелетию до новой эры по Земле расселились зем­ледельческие и пастушеские народы с разной культурой и способами ведения хозяйства.