Главная История народов Узбеки Этическое формирование узбекского народа.

postheadericon Этическое формирование узбекского народа.

Этическое формирование узбекского народа.

 

Что касается вопроса об "этническом формировании узбекского народа" здесь имеется ряд версий именно версий ибо историки не только Узбекистана, но и всего Ср.Азиатского региона не пришли к единому мнению, нет доказательной базы в пользу той или иной версии по этому вопросу. Одна из основных версий кот я придерживаюсь то формирования узбекского народа начинается с появлением первых племен, первых народов т.е. "родословную" узбекского этноса вести с того времени когда на территории современного Узбекистана проживали племена саков, массагетов, бактрийцев и хорезмийцев и следовать далее по "линейке годов" то мы увидим что на территорию Ср.Азии захватывают 1 тыс.до н. э. с востока приходят племена Юечжи а с Приаралья сарматы они пришли в сель. хоз. богатые районы в последующем приходят персы они собой приносят кроме системы управления(поделили Ср.Аз. на сатрапии-области) свою культуру и можно заметить при них начала развиваться торговля а из-за того что появились монеты это один из главнейших признаков развитого гос-ва Вместе с торговцами со всех концов империи Персидской (это Персии Египта Ближнего Востока Месопотамии и Малой Азии ) шли переселенцы кот искали лучшей доли для себя .

Следующие были греко-македонцы исполняя заветы Александра Македонского стали активно переселятся из перенаселенной Греции строили города, к стати собой принесли они и культуру (Эллинистический период ) -одно из самых запоминающих в это симбиоз зороастризма и традиционного греческого язычества( Зевс, Аполон, и т. д)название в религии были греческими а функции так сказать зороастрийскими. Даже сейчас те кто совсем не ассимилировался с местным населением те самые греки кот пришли еще с Александром живут в горах Памира (Таджикистан)сохранили свою культуру обычай и даже язык называют их памирцами(в тои числе и генофонд). Последующие века территорию Ср. Аз. Захватывали только кочевые племена и основывали свое гос-ва и кот существенно повлияли на наш генофонд . В 1 по 3 века племена Юеджи основали гос-во Кушанское государство кот долгое время было одним из мощных гос-в в Азии долгое время(если не учитывать Китай) в этом гос-ве использовать в первые начали удобрение(золу и навоз)и продумали вода подъемный механизм называемый чигирь. Но только в это гос-во входила только южная область наша(Сурхандарьинский вилоят) А вот в 5 веке уже сформировалось гос-во Эфталитов (или белых гуннов т.к.по одной из версии они были одним из племя гуннов ушедшее на юг и ассимилировалось с массагетским племенем) известны войнами против сильного врага Сасанидского Ирана.

Последующем территорию активно вторгаются тюрские племена(а точнее тюркоговорящие племена ) в 6в. Тюрк был не народ а гос-во Тюркский каганат. Последующем были арабы которые смогли сильно повлиять на духовную и религиозную жизнь(принесли с собой ислам) а в 10-12в когда Средняя Азия во власти гос-ва Караханидов в этот период в основном и формируется тюрка- язычные народности и превалирует два народа в Ср. Аз. Это таджики и тюрки . В 13в после монгольского набега появились тюркские племена пришедшие из Алтая, Семеречья, Восточного Туркестана это кипчаки джалаиры меркиты барласы найманы и др. То есть после кровопролитных набега на Ср. Аз. При помощи новых тюркских племен их влияния возрастает. И последнее кочевое племя которое захватило Ср. Аз. И основало здесь гос-во тюрко-монгльские племена под предводительством Шейбанихана которых принято считать племенами кочевых узбеков (по другому называемые племен Дашти Кипчак) пришедшие из Казахской степи последущем все эти народы "варились котле"народов , несомненно все приводило не только к смешению культур, обычаев или языков это также должно было привести к смешению этносов(ибо чистых не смешанных народов нет).

Тогда получается что некий очень древний народ, а точнее сообщество близких культурно и этнически проживавших на территории современного Узбекистана, который в течение веков подвергался "этническому влиянию" как было сказано выше персов, греко-македонцев, арабов и монголов вся разница лишь в степени этого "этнического влияния" т. е количество иного этноса, который приходил на территорию региона, а также время и качество "этнического влияния " в итоге сложился современный узбекский этнос. Но это версия.Следующая версия 92 узбекских племени которые в 15 веке переселились из Дашти Кипчак (территория от берегов реки Днепр и северного побережья Черного моря до реки Иртыш и озера Балхаш на востоке и до Хорезма на юге) на Руси племена Дашти Кипчак 9 веке называли половцами, а в Византии куманами. Племена Дашти Кипчак вошли в состав государства Чингисхана (13 в. улус старшего сына Джучи) он в свою очередь перемешал все 92 тюркских племени(с другими племенами ).

Позже когда орда распалась точнее уже не представляла из себя единого геополитического пространства эти племена стали частью государства Шебанихана, причем частью самой многочисленной. Среди Шейбанидов (потомки Чингисхана)был хан Узбек, возможно, его имя было употреблено в качестве этнического термина, которое позже стало названием нации так в первые в персидских источниках народ стали называть узбеками. Еще версия о происхождение термина "узбек" это перевод означающий "сам себе хозяин" но важно понимать, что этническое формирование продолжалось веками и продолжается по сей день ибо велико разнообразие народов населявших территорию современного Узбекистана раньше и населяющих независимый Узбекистан сегодня и плюс термин "узбек" пришел гораздо позже, чем образовался стойкий, самобытный этнос.ков в Хиве не было) которые раньше производились на территории ханства. Но все таки главным богатством не только в Хивинском ханстве но и во всей Ср.Азии была земля, половина всех земель принадлежала хану и его родне на ханских землях за ярым т.е половину урожая работали батраки а земли родственников хана не облагались налогом. Общинными землями были земли общинников эта форма земледелия зародилась еще на заре человечества правда не много видоизменились. Были земли принадлежавшие духовенству т.е вакуфные на них строились медресе и основывались новые кладбища они также были освобождены от налогов. Были также частные держатели земли их было мало но они были.

Средства обработки земли были примитивными. Население ханства платило много налогов и несло много повинностей основной поземельный налог был сямут кроме этого было еще более 20 видов налогов и сборов (плата за использование арбы ,весов и тд) население массово привлекалось на рытье каналов и строительство платин и участие в ханской охоте.