Главная История народов Узбеки Актуальные проблемы в Узбекистане

postheadericon Актуальные проблемы в Узбекистане

Актуальные проблемы в Узбекистане

После обретения независимости одной из первоочередных задач, стоящих перед государством, стало укрепление самосознания нации, создания условий для развития духовного наследия узбекского народа, не одно десятилетие находившегося в тисках партийно-классовой идеологии. Укрепление независимости невозможно без идейной убежденности всего народа, а убежденность зиждется на духовных основах. Сила нашего народа заключается именно в его богатом духовном наследии, уходящем корнями в глубокую древность. Несмотря на то, что наша земля неоднократно подвергалась нашествию различных поработителей, народ не утратил своей богатой духовности и продолжал ее развивать.

1. Актуальные проблемы этаополитики в суверенном Узбекистане. С первых дней независимости такие периоды истории нашей Родины, как эпоха Ренессанса, история Темура и Темуридов, период ханств, захват Россией Средней Азии предстали в новом правдивом свете. Новую оценку получила деятельность таких великих личностей, как Абу Али ибн Сино, Абу Райхон Беруни, Мухаммад Хоразми, Абу Наср Фараби, Мирзо Улугбек, Абдурахман Жоми, Алишер Навои, Захириддин Мухаммад Бабур и др. Если эти имена еще и были известны в советское время, то независимость дала возможность познакомиться с деятелями исламской научной мысли - Абдухоликом Гиждувани, Бахоутдином Накшбанди, Исмаилом Бухари, Хужа Ахмадом Яссави, Бурханиддином Маргияни и другими известными теософами, учеными, лидерами суфийских орденов. Изучение наследия наших предков, новая оценка их деятельности - один из показателей подъема духовной культуры в Узбекистане. Широкое празднование различных юбилейных дат, открытие памятников А. Темуру, М. Улугбеку, Ж. Мангуберды, создание новых научно- популярных и теоретических произведений по истории Родины говорит о том духовном росте, который переживает наш народ. Одним из определяющих моментов в духовном обновлении нашего народа стало предание узбекскому языку статуса государственного. Этот закон, принятый 21 октября 1989 г., способствовал росту национального сознания, укреплению независимости страны, восстановлению духовного наследия, обновлению духовности в обществе. Много сделано и в вопросе восстановления народных обычаев, традиций, празднеств. Примером этому может служить возрождение Навруза - праздника красоты, добра, любви к ближнему. Духовному очищению верующих способствовало и то, что, начиная с 1992 г. первый день мусульманского праздника «Руза хаит» был объявлен выходным днем и отмечается как общенародный праздник.

Ислам в духовной жизни нашего народа имеет глубокие корни. Это учение помогает познанию мира, обретению духовной мудрости, взаимопониманию между человеком и природой. Наше понимание ислама основано на двух взаимодополняющих началах - это светские знания и религиозно-философские воззрения. Понимание этого является важной составной частью строительства новой государственности. В республике много внимания уделяется молодежной политике, являющейся одной из приоритетных направлений деятельности правительства. Ее задачи - это создание правовых, организационных, социально-экономических условий для наиболее полного самовыражения молодого поколения, стремления найти свое место в мире. Этим же задачам соответствует и Закон об образовании, принятый 2 августа 1997 г. Реформа об образовании направлена на укрепление национальных корней в воспитании, реформировании управления образованием, обеспечение его материально-технической базой, подъем учебно-воспитательной работы на уровень мировых стандартов. Одной из важнейших составных в укреплении национальной духовности является создание правдивой и объективной истории нашей Родины. Различные направления работы в этой области уже дают результаты. И основной проблемой, которая еще не решена, является создание единой национальной общности в нашей республике. В статье 8 Конституции Республики Узбекистан говорится: «Народ Узбекистана составляют граждане Республики Узбекистан независимо от их национальности». Отсюда следует, что любой гражданин, проживающий в республике независимо от национальности и происхождения, религиозных и других убеждений является представителем узбекского народа. Равноправие всех граждан Узбекистана независимо от национальности соответствует нормам международного права и, в частности, Парижской хартии, подписанной от имени Узбекской Республики Президентом И. А. Каримовым. Этот принцип равноправия является залогом национального согласия и спокойствия в нашей стране. Все граждане республики имеют равные избирательные права. Защита интересов национальных меньшинств, проживающих в республике, обеспечивается на государственном и конституционном уровне. Законом гарантируется защита и всестороннее развитие языка, обычаев и традиций представителей малых и больших народов, проживающих в Узбекистане. За годы независимости произошло этнокультурное сплочение не только узбеков, но и представителей других наций, проживающих в Узбекистане. Образовались национально-культурные центры.

В 1989 г. при Министерстве культуры был образован культурный межнациональный центр. В его состав вошли двенадцать культурных национальных центров. Уже 1995 г. их число возросло до восьмидесяти. Здесь следует отметить, что в 1992 г. для координации цеятельности этих центров решением Кабинета Министров был образован Центр интернациональной культуры. Деятельность национальных центров ориентирована на развитие культуры, обычаев, традиций той или иной общности республики. Они играют большую роль во взаимопонимании представителей различных наций, взаимообмене и взаимообогащении культур. Большое внимание в республике уделяется обеспечению стабильности и спокойствия в обществе. Этот процесс не возможен без этнического единства народа. Курс руководства Узбекистана на обеспечение принципа «Узбекистан - наш общий дом» на современном этапе показал свою значимость и правильность. За годы независимости в республике открылись мощные пласты духовной культуры, они повлияли на сознание всего народа в сторону патриотизма, гордости за свою Родину, осознания своей значимости среди народов всего мира. «Возрождение духа узбекского народа, формирование нравственных идеалов нации представляет собой явление, в котором глубоко национальное неразрывно связано с общечеловеческим. Не теряя своей самобытности, народы, проживающие в Узбекистане, обретают общую ментальность, общую философию поведения»

2. Прослеживая пути возникновения и развития узбекского народа, мы можем с уверенностью говорить, что та земля, на которой мы живем, тот исторически сложившийся этнос независимо от того, какие исторические катаклизмы он переживал, является источником нашего народа. Этническое же имя «узбек», которое стало собирательным для населения Мовароуннахра, начиная с XVI в., нисколько не умаляет тот гигантский исторический путь, который прошел наш народ. Этническая и национальная сплоченность, которая достигнута в независимом Узбекистане, - это результат духовной и ментальной зрелости узбекского народа, стержень дальнейшего его развития. Независимость дала импульс новому сложному, но закономерному процессу сложения нации. Идет процесс возникновения новой полиэтнической общности. «Стержнем этой общности явилась общечеловеческая сущность узбекской культуры, возрождение нравственных ценностей и национального самосознания»2. Придет время, когда представители всех национальностей республики, вместо того, чтобы называть себя русскими, таджиками, казахами или туркменами, с гордостью скажут «Я - узбекистанец».